Рыбинский завод дорожных машин в 1930-е гг.

Рыбинский завод дорожных машин возник на базе железнодорожных мастерских, основанных в 1870 г. Вплоть до конца 1920-х годов основной деятельностью предприятия был ремонт подвижного состава: паровозов и вагонов. Активизация дорожного строительства и курс на индустриализацию страны стали предпосылками к реорганизации завода. В 1928 г. главные мастерские были переименованы в Рыбинский ремонтно-механический завод №2, в 1930 г. предприятие было передано из ведения Наркомата путей сообщения акционерному обществу "Трансстрой", а с января 1931 г. – в ведение объединения «Союздормашина». Отныне завод был призван специализироваться исключительно на производстве дорожных машин. В сжатые сроки была проведена реконструкция предприятия, которая позволила превратить отсталые в техническом отношении мастерские в крупное машиностроительное предприятие. Было полностью реорганизовано производство: освоено сталелитейное дело, созданы новые цеха, спецлаборатории, ФЗУ для подготовки рабочих кадров. Привлекались зарубежные специалисты (в частности, на завод был направлен инженер из Германии Пауль Фридрих Бюллер). Усилия дали свои результаты, и к 1 мая 1931 года был выпущен первый отечественный 10-тонный моторный каток МКК, который по своим техническим и экономическим показателям не уступал лучшим зарубежным образцам. Вот как это событие описано в книге бывшего директора завода В.И. Окунева «Слово о «Раскате» о людях и машинах»: «Майским утром 1931-го, нашего первенца горожане и гости встречали в колонне демонстрантов аплодисментами. Из Москвы, областного центра Иваново, других городов в Рыбинск поступили приветственные телеграммы. В канун демонстрации, еще на митинге в сборочном цехе директор, говорят, не удержался, пустился в пляс. И я его понимаю. Шутка ли – первый заводской, первый рыбинский каток! А главное – первая отечественная машина, которая давала возможность вывести из зависимости от зарубежных производителей дорожной техники важную для страны отрасль. Успех большой, успех заслуженный.
Этот исторический, незабываемый для заводчан день остался в памяти таким: «У проходной завода дорожных машин особенно людно. Скоро двинется праздничная колонна демонстрантов по городским улицам, а пока люди толпились возле поблескивающей свежей краской машины - первого советского моторного катка, детища всего коллектива завода. На катке надпись: «Подарок к 1 Мая 1931 г.». Чуть повыше на красном полотнище гордо сияли слова простые и доходчивые: «Выходим из зависимости капиталистического мира, каток является этому показателем». Эти слова каждый труженик завода готов повторять бесконечно… Все горячо поздравляли друг друга с выпуском первенца, с Первомаем. Грянул гром, и колонна демонстрантов двинулась с места. Впереди идущий каток всем своим видом как бы говорил: «Это вы, славные труженики завода, дали мне путевку в жизнь».
А в газете «Верхне-Волжская правда» от 1 мая 1931 г. провозглашалось: «Выпуск первого советского моторного катка знаменует начало развертывания дорожного машиностроения в стране, начало ликвидации грязных поселков и бездорожья». Недаром «первенец» завода решено было увековечить: к 50-летию выпуска 1-го моторного катка, в 1981 году, у проходных предприятия воздвигли его точную копию.
Уже к концу следующего, 1932 года, было изготовлено 100 новых машин. Затем было освоено производство новых моделей моторных катков (МК-3 и МК-5) весом от 7 до 12 тонн, легких моторных катков типа «Тандем». В 1930-е годы на Рыбинском заводе выпускались также и другие образцы продукции, используемые в дорожном строительстве: камнедробилки, навесные снегоочистители, тракторные лопаты, кусторезы, гудронаторы и т.п. Завод стал одним из основных поставщиков дорожных машин для Советского Союза и единственным предприятием в стране по изготовлению моторных катков. Таким образом, постепенно, из бывших ремонтных мастерских завод превратился в крупное промышленное предприятие союзного значения. Его продукция отправлялась на экспорт. Уже освоенные машины постоянно модернизировались, разрабатывались и внедрялись в производство новые модели.
Помимо модели первого советского дорожного катка, в музейном собрании хранится большое количество фотографий, связанных с историей завода дорожных машин в 1930-е годы – это снимки с изображением его продукции: моторные и паровые катки разных моделей, камнедробилки, гудронаторы, снегоочистители и многое другое. Представить производственный процесс помогают фото с видами цехов и рабочих. Стахановское движение в 1935-1936 гг. иллюстрирует снимок группы женщин-стахановок завода «Дормашина» и фотографии комсомольцев-ударников, выпустивших сверхплановый комсомольский каток (они запечатлены в процессе сборки этого катка и в торжественной обстановке на его фоне).
подробнее кратко
Модель дорожного катка
Первый советский моторный каток - продукция Рыбинского завода дорожных машин
Комсомольский актив завода «Дормашина», участвовавший в сборке дорожного катка № 378
Сборка комсомольского моторного катка № 378 к Международному юношескому дню
Рыбинский завод дорожных машин. Цех готовой продукции.
Моторный каток - продукция Рыбинского завода дорожных машин
Паровой каток - продукция Рыбинского завода дорожных машин
Моторный каток МК- "Форзон"
Испытание трейлера для перевозки дорожных машин
Вид одного из цехов завода дорожных машин
Катковый цех
В литейном цехе завода дорожных машин
Камнедробильная машина - продукция Рыбинского завода дорожных машин
Группа женщин-стахановок Рыбинского завода дорожных машин