Аллегорические сюжеты с оружием в графике и ДПИ
Оружие часто служило церемониальной эмблемой власти или правосудия. Особенно часто в такой роли выступает меч. Данная символика меча просматривается на гравюре Арнольда ван Вестерхоута «Апофеоз Вильгельма III Оранского» (к его трону подходит женщина, несущая в своих руках весы, как символ правосудия и обнажённый меч). Подобный сюжет представлен и в живописной картине работы неизвестного художника «Аллегория доброго правления», выполненной с фрески Амброджо Лоренцетти в зале "Девяти" сиенской ратуши - Палаццо Пубблико. В центре среднего яруса композиции картины восседает величественный старец в белых одеждах. По сторонам от старца - шесть аллегорических женских фигур. Слева: Мир, Сила, Благоразумие; справа: Великодушие, Умеренность, Правосудие (с мечом в руке). Фигура «Силы» в данной композиции представлена с булавой (жезлом) в руках и со щитом, олицетворяющих собой силу, могущество и власть.
В искусстве оружие обычно символизирует войну, а в аллегориях мира изображается разбитым или сожженным. Такую картину мы наблюдаем на гравюре Чиро Ферри «Аллегория Мира и Войны», где богиня мира попирает разнообразные доспехи и оружие, лежащие у её ног. В качестве аллегории войны выступает богиня Афина-Паллада. Эту богиню в доспехах и при оружии также часто можно видеть в аллегорических сюжетах, где она символизирует собой мудрость, таких как «Триумф Живописи» Герарда де Лересса и «Благочестие и Мудрость» этого же автора.
В эпоху господства стилей классицизма и особенно ампира (конец XVIII - начало XIX в.), который возник с приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта, трофеи, луки со стрелами, римские доспехи, щиты, шлемы, мечи и топорики вводятся в орнаменты для украшения разнообразных произведений декоративно-прикладного искусства. Не только во Франции, но и в России периода Наполеоновских войн античное оружие и доспехи олицетворяли собой величие и победу. Нередко в антикизированных доспехах изображали императоров и полководцев, которые представали в образах языческих богов, победителей и триумфаторов. К таким изображениям можно отнести графический портрет графа Суворова-Рымникского, плакетку с портретом Екатерины II в образе богини Минервы и портрет императора Александра I в образе вымышленного славянского божества Родомысла. Целая серия из 20 медальонов художника и медальера графа Ф.П.Толстого, в том числе и упомянутый портрет Александра I, была посвящена победам Русской армии в Отечественной войне 1812 года. Впоследствии изображение императора было помещено на лицевые стороны всех двадцати медалей. Сражения на медальонах изображены в виде аллегорий, на которых русские воины предстают в античных доспехах.
В искусстве оружие обычно символизирует войну, а в аллегориях мира изображается разбитым или сожженным. Такую картину мы наблюдаем на гравюре Чиро Ферри «Аллегория Мира и Войны», где богиня мира попирает разнообразные доспехи и оружие, лежащие у её ног. В качестве аллегории войны выступает богиня Афина-Паллада. Эту богиню в доспехах и при оружии также часто можно видеть в аллегорических сюжетах, где она символизирует собой мудрость, таких как «Триумф Живописи» Герарда де Лересса и «Благочестие и Мудрость» этого же автора.
В эпоху господства стилей классицизма и особенно ампира (конец XVIII - начало XIX в.), который возник с приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта, трофеи, луки со стрелами, римские доспехи, щиты, шлемы, мечи и топорики вводятся в орнаменты для украшения разнообразных произведений декоративно-прикладного искусства. Не только во Франции, но и в России периода Наполеоновских войн античное оружие и доспехи олицетворяли собой величие и победу. Нередко в антикизированных доспехах изображали императоров и полководцев, которые представали в образах языческих богов, победителей и триумфаторов. К таким изображениям можно отнести графический портрет графа Суворова-Рымникского, плакетку с портретом Екатерины II в образе богини Минервы и портрет императора Александра I в образе вымышленного славянского божества Родомысла. Целая серия из 20 медальонов художника и медальера графа Ф.П.Толстого, в том числе и упомянутый портрет Александра I, была посвящена победам Русской армии в Отечественной войне 1812 года. Впоследствии изображение императора было помещено на лицевые стороны всех двадцати медалей. Сражения на медальонах изображены в виде аллегорий, на которых русские воины предстают в античных доспехах.