Аллегорические сюжеты с оружием в графике и ДПИ

Оружие часто служило церемониальной эмблемой власти или правосудия. Особенно часто в такой роли выступает меч. Данная символика меча просматривается на гравюре Арнольда ван Вестерхоута «Апофеоз Вильгельма III Оранского» (к его трону подходит женщина, несущая в своих руках весы, как символ правосудия и обнажённый меч). Подобный сюжет представлен и в живописной картине работы неизвестного художника «Аллегория доброго правления», выполненной с фрески Амброджо Лоренцетти в зале "Девяти" сиенской ратуши - Палаццо Пубблико. В центре среднего яруса композиции картины восседает величественный старец в белых одеждах. По сторонам от старца - шесть аллегорических женских фигур. Слева: Мир, Сила, Благоразумие; справа: Великодушие, Умеренность, Правосудие (с мечом в руке). Фигура «Силы» в данной композиции представлена с булавой (жезлом) в руках и со щитом, олицетворяющих собой силу, могущество и власть.
В искусстве оружие обычно символизирует войну, а в аллегориях мира изображается разбитым или сожженным. Такую картину мы наблюдаем на гравюре Чиро Ферри «Аллегория Мира и Войны», где богиня мира попирает разнообразные доспехи и оружие, лежащие у её ног. В качестве аллегории войны выступает богиня Афина-Паллада. Эту богиню в доспехах и при оружии также часто можно видеть в аллегорических сюжетах, где она символизирует собой мудрость, таких как «Триумф Живописи» Герарда де Лересса и «Благочестие и Мудрость» этого же автора.
В эпоху господства стилей классицизма и особенно ампира (конец XVIII - начало XIX в.), который возник с приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта, трофеи, луки со стрелами, римские доспехи, щиты, шлемы, мечи и топорики вводятся в орнаменты для украшения разнообразных произведений декоративно-прикладного искусства. Не только во Франции, но и в России периода Наполеоновских войн античное оружие и доспехи олицетворяли собой величие и победу. Нередко в антикизированных доспехах изображали императоров и полководцев, которые представали в образах языческих богов, победителей и триумфаторов. К таким изображениям можно отнести графический портрет графа Суворова-Рымникского, плакетку с портретом Екатерины II в образе богини Минервы и портрет императора Александра I в образе вымышленного славянского божества Родомысла. Целая серия из 20 медальонов художника и медальера графа Ф.П.Толстого, в том числе и упомянутый портрет Александра I, была посвящена победам Русской армии в Отечественной войне 1812 года. Впоследствии изображение императора было помещено на лицевые стороны всех двадцати медалей. Сражения на медальонах изображены в виде аллегорий, на которых русские воины предстают в античных доспехах.
подробнее кратко
Лересс Г. Aллегорическая композиция
Лересс Г. Изгнание Пороков и Страстей
Ферри Ч. Аллегория Мира и Войны
Лересс Г. Благочестие и Мудрость
Вестерхоут А. Апофеоз Вильгельма III Оранского
Лересс Г. Триумф Живописи
Лересс Г. Гнев
Неизвестный художник. Аллегория доброго правления
Толстой Ф.П. "Родомысл девятаго на десять века"
Толстой Ф.П. "Трехдневный бой при г. Красном, 1812"
Толстой Ф.П. "Сражение при Березине, 1812 г."
Толстой Ф.П. "Переход за Рейн, 1813 г."
Толстой Ф.П. "Бегство Наполеона за Неман, 1812 г."
Толстой Ф.П. "Бой при Малом Ярославце, 1812 г."
Толстой Ф.П. "Битва Бородинская, 1812 г."
Meno Нaas. Портрет графа Суворова-Рымникского
Плакетка Портрет Екатерины II