Оружие в западно-европейской гравюре на библейские и евангельские сюжеты
Со времён раннего христианства сакральный смысл несли в себе меч и копьё. Принято считать, что вооружённым мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. На гравюре Герарда де Лересса «Изгнание из Рая» из коллекции музея, окруженный небесным сиянием Архангел, изображен с огненным мечом в левой руке. Жестом простертой правой руки он изгоняет из Рая Адама и Еву. Начиная с эпизода Библии, в котором Святой Пётр с мечом в руке пытался спасти Иисуса Христа от ареста в Гефсиманском саду, это оружие становится в первую очередь символом духовной власти. Меч у христиан зачастую является выражением мученичества и подвижничества. С клинком всегда изображается Апостол Павел: им он был обезглавлен, но он же стал «мечом духовным, который есть слово Божие». На гравюре Виллема Сваненбурга апостол Павел изображен сидящим на камне. У его пояса свободно покоится длинный меч. Подобные двуручные мечи были распространены в Европе в XVI в. Двуручный меч с длинной рукоятью изображен и на гравюре Мавье Н.Ф. с оригинала Джорджоне «Портрет Порденоне в образе Давида». Юноша изображён в рыцарских доспехах с головой убитого Голиафа. Изображения библейских персонажей с орудиями казни врагов были довольно распространены в искусстве Возрождения. Подобно ему изображение Юдифи с головой Олоферна с гравюры того же автора, выполненной с живописного оригинала Луки Камбьязо. После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, Юдифь нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасён. В данном случае меч в руках персонажей символизирует собой орудие победы на тёмными силами, над Дьяволом. Меч духовный получает в католицизме и материализованное воплощение. Это оружие Папский престол в лице Епископа Римского вручает европейским правителям, их наследникам или полководцам «в знак признания их вклада в защиту христианского мира», зачастую, как выражение одобрения совершённого или планируемого присоединения земель, население которых также попадало под влияние Католической церкви. Дары эти получили название Благословлённые меч и шляпа. При этом на каждом экземпляре меча было всегда инкрустировано имя Папы, благословившего меч, но никогда имя одариваемого: по мнению церкви, истинным защитником веры был сам понтифик, в то время как светский правитель являлся лишь его вооружённой рукой. С распространением огнестрельного оружия тяжёлые двуручные мечи быстро теряют функции боевого оружия и практически полностью переходят в категорию церемониального, главным образом, как элемент коронационных торжеств. Интересно, что в Европе эту функцию нередко исполняли мечи, являвшиеся ранее даром Римского папы.
Символом мученичества предстаёт меч на довольно реалистичной гравюре Ноэля Лемира «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и орудием свершения приговора над неправедным человеком на гравюре Виллема Сваненбруга «Царь Саул». Тема Саула не являлась популярной в изобразительном искусстве.
Согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей Христовых, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства.В средние века почитание святого Лонгина было широко распространено в Западной Европе. Не в последнюю очередь это было вызвано включением истории святого Лонгина в «Золотую Легенду», популярный сборник житий. Мощи, почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина, хранятся в римской церкви святого Августина. В ватиканском Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Бернини. Святой Лонгин предстаёт сразу на нескольких гравюрах из собрания нашего музея в различных сюжетах, таких как «Поклонение пастухов», «Распятие Христа», «Святой Лонгин», «Христос и сотник».
Особняком в ряду гравюр на Библейские и Евангельские сюжеты стоит гравюра Герарда де Лересса «Блаженная Терезия». На гравюре изображена испанская монахиня и католическая святая, жившая в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». На гравюре коленопреклоненная вознесшаяся святая окружена тремя крылатыми путти. Слева вверху
находится ангел со стрелой в правой руке. Гравюра близка алтарной группе «Экстаз святой Терезы» в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645—1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро.
Символом мученичества предстаёт меч на довольно реалистичной гравюре Ноэля Лемира «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и орудием свершения приговора над неправедным человеком на гравюре Виллема Сваненбруга «Царь Саул». Тема Саула не являлась популярной в изобразительном искусстве.
Согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей Христовых, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства.В средние века почитание святого Лонгина было широко распространено в Западной Европе. Не в последнюю очередь это было вызвано включением истории святого Лонгина в «Золотую Легенду», популярный сборник житий. Мощи, почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина, хранятся в римской церкви святого Августина. В ватиканском Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Бернини. Святой Лонгин предстаёт сразу на нескольких гравюрах из собрания нашего музея в различных сюжетах, таких как «Поклонение пастухов», «Распятие Христа», «Святой Лонгин», «Христос и сотник».
Особняком в ряду гравюр на Библейские и Евангельские сюжеты стоит гравюра Герарда де Лересса «Блаженная Терезия». На гравюре изображена испанская монахиня и католическая святая, жившая в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». На гравюре коленопреклоненная вознесшаяся святая окружена тремя крылатыми путти. Слева вверху
находится ангел со стрелой в правой руке. Гравюра близка алтарной группе «Экстаз святой Терезы» в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645—1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро.