Оружие в западно-европейской гравюре на библейские и евангельские сюжеты

Со времён раннего христианства сакральный смысл несли в себе меч и копьё. Принято считать, что вооружённым мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. На гравюре Герарда де Лересса «Изгнание из Рая» из коллекции музея, окруженный небесным сиянием Архангел, изображен с огненным мечом в левой руке. Жестом простертой правой руки он изгоняет из Рая Адама и Еву. Начиная с эпизода Библии, в котором Святой Пётр с мечом в руке пытался спасти Иисуса Христа от ареста в Гефсиманском саду, это оружие становится в первую очередь символом духовной власти. Меч у христиан зачастую является выражением мученичества и подвижничества. С клинком всегда изображается Апостол Павел: им он был обезглавлен, но он же стал «мечом духовным, который есть слово Божие». На гравюре Виллема Сваненбурга апостол Павел изображен сидящим на камне. У его пояса свободно покоится длинный меч. Подобные двуручные мечи были распространены в Европе в XVI в. Двуручный меч с длинной рукоятью изображен и на гравюре Мавье Н.Ф. с оригинала Джорджоне «Портрет Порденоне в образе Давида». Юноша изображён в рыцарских доспехах с головой убитого Голиафа. Изображения библейских персонажей с орудиями казни врагов были довольно распространены в искусстве Возрождения. Подобно ему изображение Юдифи с головой Олоферна с гравюры того же автора, выполненной с живописного оригинала Луки Камбьязо. После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, Юдифь нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасён. В данном случае меч в руках персонажей символизирует собой орудие победы на тёмными силами, над Дьяволом. Меч духовный получает в католицизме и материализованное воплощение. Это оружие Папский престол в лице Епископа Римского вручает европейским правителям, их наследникам или полководцам «в знак признания их вклада в защиту христианского мира», зачастую, как выражение одобрения совершённого или планируемого присоединения земель, население которых также попадало под влияние Католической церкви. Дары эти получили название Благословлённые меч и шляпа. При этом на каждом экземпляре меча было всегда инкрустировано имя Папы, благословившего меч, но никогда имя одариваемого: по мнению церкви, истинным защитником веры был сам понтифик, в то время как светский правитель являлся лишь его вооружённой рукой. С распространением огнестрельного оружия тяжёлые двуручные мечи быстро теряют функции боевого оружия и практически полностью переходят в категорию церемониального, главным образом, как элемент коронационных торжеств. Интересно, что в Европе эту функцию нередко исполняли мечи, являвшиеся ранее даром Римского папы.
Символом мученичества предстаёт меч на довольно реалистичной гравюре Ноэля Лемира «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и орудием свершения приговора над неправедным человеком на гравюре Виллема Сваненбруга «Царь Саул». Тема Саула не являлась популярной в изобразительном искусстве.
Согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей Христовых, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства.В средние века почитание святого Лонгина было широко распространено в Западной Европе. Не в последнюю очередь это было вызвано включением истории святого Лонгина в «Золотую Легенду», популярный сборник житий. Мощи, почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина, хранятся в римской церкви святого Августина. В ватиканском Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Бернини. Святой Лонгин предстаёт сразу на нескольких гравюрах из собрания нашего музея в различных сюжетах, таких как «Поклонение пастухов», «Распятие Христа», «Святой Лонгин», «Христос и сотник».
Особняком в ряду гравюр на Библейские и Евангельские сюжеты стоит гравюра Герарда де Лересса «Блаженная Терезия». На гравюре изображена испанская монахиня и католическая святая, жившая в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». На гравюре коленопреклоненная вознесшаяся святая окружена тремя крылатыми путти. Слева вверху
находится ангел со стрелой в правой руке. Гравюра близка алтарной группе «Экстаз святой Терезы» в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645—1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро.
подробнее кратко
Лересс Г. Изгнание из Рая
Мавье Н. Юдифь с головой Олоферна
Лемир Н. Усекновение главы Иоанна Предтечи
Мавье Н. Портрет Порденоне в образе Давида
Блумарт А., Сваненбург В. Царь Саул
Сваненбург В., Блумарт А. Апостол Павел
Неизвестный художник. Святой апостол Фома
Деплас Л. Поклонение пастухов
Пуальи Ф., Лебрен Ш. Распятие Христа
Фрецца Д.Д. Святой Лонгин
Вагнер Й. Христос и Сотник
Лересс Г. Блаженная Терезия