Оружие в православной иконе, медно-литой пластике, живописи, предметах ДПИ
Святое (верное Богу) ангельское воинство возглавляют два архистратига: архангел Михаил и архангел Гавриил. На православных иконах архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного архангелу Богом) - в другой. Таким он предстаёт на иконе из коллекции музея, выполненной в технике просечного литья «Архангел Михаил».
На более поздних иконах и даже в живописных произведениях Архангел Михаил может изображаться попирающим ногами и поражающим копьём или огненным мечом дьявола в образе змея или дракона. Таким он предстаёт на двух полотнах из коллекции музея: на картине Николая Чеснова «Архистратиг Михаил убивает дракона» и на картине работы неизвестного художника «Собор Архангела Михаила».
На иконе из собрания музея «Архистратиг Михаил со свв.блгвв.кн.Владимиром, Александром Невским и Богом Саваофом в облаках» изображен в воинском доспехе с огненным мечом и копьём с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом).
áМихаил может быть представлен как Архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. В таком образе он предстаёт на двух иконах из собрания музея: «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Архистратиг Михаил». Вторая икона - самая древняя в собрании Рыбинского музея. Архистратиг Михаил на ней изображен так, как он явился Иисусу Навину близ Иерихона (Нав. V, 13-15) - в боевых доспехах и с обнаженным мечом. Этот иконографический вариант, хорошо известный в византийском и древнерусском искусстве, ассоциируется с образом христианина-воина, ведущего неусыпную "невидимую брань" с грехом.
В православной традиции почитаемые святые-воины, такие как Иоанн Воин, Александр Невский, Георгий Победоносец, Святые благоверные князья Борис и Глеб, .cвятые благоверные князья Василий и Константин Ярославские и многие другие изображаются на иконах в доспехах и при оружии. Причём эти воинские атрибуты могут изображаются как достаточно подробно, так и условно, утрачивая своё утилитарное назначение. Они могут присутствовать на иконе как символ прижизненного служения, как символ власти, либо как атрибут небесного покровителя. Так, святой мученик Иоанн Воин на иконе из коллекции музея изображён облачённым в золочёный доспех с рокайльными завитками и с непременными атрибутами: крестом (вера, пронесённая через все испытания) и копьём (сила, данная Всевышним во имя войны со грехом и неверием). Копьё, как непременный атрибут, присуще не только Архангелу Михаилу или Иоанну Воину, но конечно и мученику Георгию Победоносцу, которым святой поражает змея или дракона. Подобная иконография святого представлена на иконах, в медно-литой пластике из коллекции музея, а также вышитой картине, выполненной Ледневой Л.В., «Георгий Победоносец». В произведениях медно-литой пластики из коллекции музея представлен образ святителя Николая Чудотворца, держащего поднятый вверх обнажённый меч. Изображение восходит к деревянному образу святителя Николая Чудотворца. Долгое время он находился на территории Можайского кремля в городе Можайске, а в настоящее время - в Третьяковской галерее. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространённых и любимых на Руси. Существует предание о защите Можайска Николой. Следуя ему, Можайск был осажден врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, и вдруг в небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде - в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай, в знак охранения его. Враги в страхе бежали. С тех пор Святой Никола считается покровителем города.
На более поздних иконах и даже в живописных произведениях Архангел Михаил может изображаться попирающим ногами и поражающим копьём или огненным мечом дьявола в образе змея или дракона. Таким он предстаёт на двух полотнах из коллекции музея: на картине Николая Чеснова «Архистратиг Михаил убивает дракона» и на картине работы неизвестного художника «Собор Архангела Михаила».
На иконе из собрания музея «Архистратиг Михаил со свв.блгвв.кн.Владимиром, Александром Невским и Богом Саваофом в облаках» изображен в воинском доспехе с огненным мечом и копьём с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом).
áМихаил может быть представлен как Архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. В таком образе он предстаёт на двух иконах из собрания музея: «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Архистратиг Михаил». Вторая икона - самая древняя в собрании Рыбинского музея. Архистратиг Михаил на ней изображен так, как он явился Иисусу Навину близ Иерихона (Нав. V, 13-15) - в боевых доспехах и с обнаженным мечом. Этот иконографический вариант, хорошо известный в византийском и древнерусском искусстве, ассоциируется с образом христианина-воина, ведущего неусыпную "невидимую брань" с грехом.
В православной традиции почитаемые святые-воины, такие как Иоанн Воин, Александр Невский, Георгий Победоносец, Святые благоверные князья Борис и Глеб, .cвятые благоверные князья Василий и Константин Ярославские и многие другие изображаются на иконах в доспехах и при оружии. Причём эти воинские атрибуты могут изображаются как достаточно подробно, так и условно, утрачивая своё утилитарное назначение. Они могут присутствовать на иконе как символ прижизненного служения, как символ власти, либо как атрибут небесного покровителя. Так, святой мученик Иоанн Воин на иконе из коллекции музея изображён облачённым в золочёный доспех с рокайльными завитками и с непременными атрибутами: крестом (вера, пронесённая через все испытания) и копьём (сила, данная Всевышним во имя войны со грехом и неверием). Копьё, как непременный атрибут, присуще не только Архангелу Михаилу или Иоанну Воину, но конечно и мученику Георгию Победоносцу, которым святой поражает змея или дракона. Подобная иконография святого представлена на иконах, в медно-литой пластике из коллекции музея, а также вышитой картине, выполненной Ледневой Л.В., «Георгий Победоносец». В произведениях медно-литой пластики из коллекции музея представлен образ святителя Николая Чудотворца, держащего поднятый вверх обнажённый меч. Изображение восходит к деревянному образу святителя Николая Чудотворца. Долгое время он находился на территории Можайского кремля в городе Можайске, а в настоящее время - в Третьяковской галерее. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространённых и любимых на Руси. Существует предание о защите Можайска Николой. Следуя ему, Можайск был осажден врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, и вдруг в небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде - в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай, в знак охранения его. Враги в страхе бежали. С тех пор Святой Никола считается покровителем города.