«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

Во время Великой Отечественной войны политическая карикатура Кукрыниксов стала настоящим оружием.
Уже на третий день войны, в июне 1941 года, на улицах Москвы был расклеен плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», на котором красноармеец протыкал штыком голову Гитлера, протягивающего когтистую лапу.

Патриотические плакаты – это форма государственной пропаганды, с помощью которой поддерживалось позитивное настроение у людей, вынужденных отправиться на фронт, терпящих страдания и лишения, испытывающих страх за свою жизнь и жизнь близких. Кроме работы над плакатами, рассчитанными на отечественного зрителя, художникам предложили создавать эскизы антифашистских листовок для их распространения в тылу врага, агитирующих немецких солдат сдаться в плен. Также были очень популярны «Окна ТАСС» – малотиражные, вручную с помощью трафаретов расписывающиеся плакаты, оперативно отражавшие события.

Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Сюжеты для работ художники черпали из впечатлений от поездок в освобожденные города, из сводок новостей, а также из многочисленных писем фронтовиков.

«Мы понимали, что в такие трудные для нашей страны дни необходимо особенно поддерживать дух советских людей, их уверенность в своих силах… Мы знали: карикатура должна быть сделана вовремя, плакат обязан завтра висеть на улицах».

Весной 1942 года Кукрыниксам присудили Сталинскую премию. Все сто тысяч рублей они отдали на постройку танка. На него пошли деньги и других лауреатов премии — Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Николая Тихонова. На танке была карикатура, нарисованная Кукрыниксами. «Беспощадный» — так они назвали боевую машину.

В мае 1945, после окончательного разгрома Гитлера, Кукрыниксы отправились в Берлин, чтобы собрать материал для задуманной картины о подписании акта капитуляции Германии. Пройдя по разрушенному городу, встречая по пути опускавших глаза его оставшихся жителей, Кукрыниксы попали в канцелярию Гитлера. Здесь они задумали написать большое произведение «Конец» о последних минутах фашистской власти. Результатом их совместных усилий стало созданное в 1948 полотно «Конец», показывающее ужас фашистской верхушки перед взятием советскими солдатами Рейхстага.

В ноябре 1945 вместе с другими представителями советской прессы Кукрыниксы прибыли в Нюрнберг на исторический судебный процесс над ближайшими соратниками Гитлера – идеологами фашизма. С Нюрнбергского процесса Кукрыниксы отправляли только что созданные шаржи в Москву, где их печатали на страницах «Правды».

«Мы взяли побольше бумаги, карандаши, тушь для будущей серии рисунков «Из зала суда». Приготовили и большой полевой бинокль на случай, если места журналистов окажутся слишком далеко от «натурщиков». Кстати, бинокль нам очень пригодился».
«Ненависть и злость отражались на их лицах. Они уже знали каждого из нас в лицо, время от времени бросали взгляды в нашу сторону, туда, где мы трое, Кукрыниксы, сидели…»
подробнее кратко
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Пленных ведут
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). "Убей его!"
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.), Поволоцкая Е.В. Бьемся мы здорово, колем отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). "Клещи"
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Вшивая команда
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Три года войны
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). "На днепровских позициях..."
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Два котла
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). "За страну Советскую..."
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Чемодан
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Глаза Гитлера
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). На приеме у бесноватого главнокомандующего
"Кукрыниксы" в военной форме стоят у "Мерседеса"
Художники Кукрыниксы среди участников заседания на Нюрбергском процессе.
Соколов Н.А. Здание Гестапо
Соколов Н.А. Киевская переправа
Соколов Н.А. Скамья подсудимых
Соколов Н.А. Подсудимые Геринг и Гесс
Соколов Н.А. Подсудимый Розенберг
Соколов Н.А. Фронтовые дороги (под Орлом)
Соколов Н.А. Таня
Фрагмент скатерти
Соколов Н.А. Седьмая симфония. Портрет Д.Шостаковича
Соколов Н.А. Фамилии советских бойцов на стенах рейхстага