Работа над книжными иллюстрациями

Окончив обучение, Кукрыниксы не расстались, а продолжили свое уникальное совместное творчество. У них уже был опыт сотрудничества с журналами и газетами, но если в студенческие времена художники чаще делали «безобидные» шаржи, то в последующие годы они занялись изображением литературных героев, а после подошли и к политической карикатуре, высмеивая и обличая социальные пороки. В значительной степени этому способствовало знакомство с Максимом Горьким.

С писателем Максимом Горьким Кукрыниксы встретились в 1931 году. Он и посоветовал заняться политической карикатурой, видя художественные способности ребят. Роль своего знакомства с Горьким Кукрыниксы оценивали как основополагающую в развитии их творчества: «Не встреться мы с ним – наш путь оказался бы иным». Горький написал предисловие к каталогу их совместной выставки (1932 г.), где назвал Кукрыниксов «единосущной и нераздельной троицей».

Но еще до знакомства с Горьким, в начале своего творческого пути Кукрыниксы открыли для себя область книжной иллюстрации, воплощая любимые образы русской литературы на бумаге.

С писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым карикатуристы познакомились в начале 1930-х. Их сближала коллективная модель творчества, когда над одним и тем же произведением работают все участники неделимого союза, – ведь Ильф и Петров, подобно Кукрыниксам, писали свои знаменитые «12 стульев» вместе. Сближал и юмористически-гротескный стиль подачи материала, вызывавший у читателей или зрителей смех. Писатели сами предложили Кукрыниксам сделать иллюстрации к одному из изданий романа. Друзья с радостью согласились. Над иллюстрациями к «12 стульям» Кукрыниксы работали в 1933 году и вернулись к ним через тридцать с лишним лет.
Вторя великим русским писателям, художники обличали пороки общества, воплотившиеся в тех или иных героях. Рисунки к «Мертвым душам» Николая Гоголя остро карикатурны. Внимательные читатели и интерпретаторы Гоголя, Кукрыниксы создали характерные, узнаваемые образы.
В 1939 были выполнены иллюстрации к роману Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», тоже остро характеризующие образы главных героев и замечательно дополняющие авторский текст.
В 1940-х друзья работали над художественным оформлением рассказов Антона Чехова. Художники отошли от жанра карикатуры и выступили хорошими историками – знатоками чеховской эпохи, а также тонкими психологами, проникающими в духовный мир литературных героев.

Когда все ужасы войны остались позади, Кукрыниксы, не забывая о политической карикатуре, вернулись к иллюстрированию произведений классической литературы. Лиризмом пронизаны акварели к чеховской» Даме с собачкой». Психологическая характеристика образов присутствует в иллюстрациях к повести Гоголя «Портрет». В 1952 году были созданы иллюстрации к знаменитому роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
Кукрыниксы очень ценили мнение о своих иллюстрациях художника Александра Бенуа, с которым впервые встретились в Париже в 1958 году, где тот жил уже три десятилетия. Сам прекрасный иллюстратор, Бенуа относился к этому жанру чрезвычайно серьезно, сознавая ответственность художника перед читателем за визуальное воплощение литературных образов.
В 1963 году Кукрыниксы выполнили иллюстрации к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». С писателем они познакомились еще в юности, в 1920-х. Работая над этим произведением, художники оставили свою любимую карикатурную манеру и создали реалистические образы человеческой трагедии.
Вернувшись в 1967 к роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев», над художественным оформлением которого они ранее работали, Кукрыниксы вскоре создали иллюстрации ко второму роману любимых писателей – «Золотой теленок».
подробнее кратко
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Эскиз иллюстрации к "Дон Кихоту"
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Гуров дома в семье
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Гуров после отъезда Анны
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Фома
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Гуров в номере у Анны Сергеевны
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Купеческие персонажи
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Люба Маякина
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Проводы Анны Сергеевны
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Фома Гордеев в школе
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Люба с самоваром
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.), Куприянов (?) М.В. Над Волгой
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.), Крылов П.Н. На арене цирка
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). С новым матрасом
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Письмо от мужа
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Волга
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.), Крылов П.Н. Анна Сергеевна и Гуров: свидание в "Славянском базаре"
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Дон Кихот и кот
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Уездный город N
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Погрузка баржи
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Иллюстрация к произведению М.Горького "Фома Гордеев". Заставка
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Беликов и велосипедисты
Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Воробьянинов