Работа над книжными иллюстрациями
Окончив обучение, Кукрыниксы не расстались, а продолжили свое уникальное совместное творчество. У них уже был опыт сотрудничества с журналами и газетами, но если в студенческие времена художники чаще делали «безобидные» шаржи, то в последующие годы они занялись изображением литературных героев, а после подошли и к политической карикатуре, высмеивая и обличая социальные пороки. В значительной степени этому способствовало знакомство с Максимом Горьким.
С писателем Максимом Горьким Кукрыниксы встретились в 1931 году. Он и посоветовал заняться политической карикатурой, видя художественные способности ребят. Роль своего знакомства с Горьким Кукрыниксы оценивали как основополагающую в развитии их творчества: «Не встреться мы с ним – наш путь оказался бы иным». Горький написал предисловие к каталогу их совместной выставки (1932 г.), где назвал Кукрыниксов «единосущной и нераздельной троицей».
Но еще до знакомства с Горьким, в начале своего творческого пути Кукрыниксы открыли для себя область книжной иллюстрации, воплощая любимые образы русской литературы на бумаге.
С писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым карикатуристы познакомились в начале 1930-х. Их сближала коллективная модель творчества, когда над одним и тем же произведением работают все участники неделимого союза, – ведь Ильф и Петров, подобно Кукрыниксам, писали свои знаменитые «12 стульев» вместе. Сближал и юмористически-гротескный стиль подачи материала, вызывавший у читателей или зрителей смех. Писатели сами предложили Кукрыниксам сделать иллюстрации к одному из изданий романа. Друзья с радостью согласились. Над иллюстрациями к «12 стульям» Кукрыниксы работали в 1933 году и вернулись к ним через тридцать с лишним лет.
Вторя великим русским писателям, художники обличали пороки общества, воплотившиеся в тех или иных героях. Рисунки к «Мертвым душам» Николая Гоголя остро карикатурны. Внимательные читатели и интерпретаторы Гоголя, Кукрыниксы создали характерные, узнаваемые образы.
В 1939 были выполнены иллюстрации к роману Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», тоже остро характеризующие образы главных героев и замечательно дополняющие авторский текст.
В 1940-х друзья работали над художественным оформлением рассказов Антона Чехова. Художники отошли от жанра карикатуры и выступили хорошими историками – знатоками чеховской эпохи, а также тонкими психологами, проникающими в духовный мир литературных героев.
Когда все ужасы войны остались позади, Кукрыниксы, не забывая о политической карикатуре, вернулись к иллюстрированию произведений классической литературы. Лиризмом пронизаны акварели к чеховской» Даме с собачкой». Психологическая характеристика образов присутствует в иллюстрациях к повести Гоголя «Портрет». В 1952 году были созданы иллюстрации к знаменитому роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
Кукрыниксы очень ценили мнение о своих иллюстрациях художника Александра Бенуа, с которым впервые встретились в Париже в 1958 году, где тот жил уже три десятилетия. Сам прекрасный иллюстратор, Бенуа относился к этому жанру чрезвычайно серьезно, сознавая ответственность художника перед читателем за визуальное воплощение литературных образов.
В 1963 году Кукрыниксы выполнили иллюстрации к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». С писателем они познакомились еще в юности, в 1920-х. Работая над этим произведением, художники оставили свою любимую карикатурную манеру и создали реалистические образы человеческой трагедии.
Вернувшись в 1967 к роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев», над художественным оформлением которого они ранее работали, Кукрыниксы вскоре создали иллюстрации ко второму роману любимых писателей – «Золотой теленок».
С писателем Максимом Горьким Кукрыниксы встретились в 1931 году. Он и посоветовал заняться политической карикатурой, видя художественные способности ребят. Роль своего знакомства с Горьким Кукрыниксы оценивали как основополагающую в развитии их творчества: «Не встреться мы с ним – наш путь оказался бы иным». Горький написал предисловие к каталогу их совместной выставки (1932 г.), где назвал Кукрыниксов «единосущной и нераздельной троицей».
Но еще до знакомства с Горьким, в начале своего творческого пути Кукрыниксы открыли для себя область книжной иллюстрации, воплощая любимые образы русской литературы на бумаге.
С писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым карикатуристы познакомились в начале 1930-х. Их сближала коллективная модель творчества, когда над одним и тем же произведением работают все участники неделимого союза, – ведь Ильф и Петров, подобно Кукрыниксам, писали свои знаменитые «12 стульев» вместе. Сближал и юмористически-гротескный стиль подачи материала, вызывавший у читателей или зрителей смех. Писатели сами предложили Кукрыниксам сделать иллюстрации к одному из изданий романа. Друзья с радостью согласились. Над иллюстрациями к «12 стульям» Кукрыниксы работали в 1933 году и вернулись к ним через тридцать с лишним лет.
Вторя великим русским писателям, художники обличали пороки общества, воплотившиеся в тех или иных героях. Рисунки к «Мертвым душам» Николая Гоголя остро карикатурны. Внимательные читатели и интерпретаторы Гоголя, Кукрыниксы создали характерные, узнаваемые образы.
В 1939 были выполнены иллюстрации к роману Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», тоже остро характеризующие образы главных героев и замечательно дополняющие авторский текст.
В 1940-х друзья работали над художественным оформлением рассказов Антона Чехова. Художники отошли от жанра карикатуры и выступили хорошими историками – знатоками чеховской эпохи, а также тонкими психологами, проникающими в духовный мир литературных героев.
Когда все ужасы войны остались позади, Кукрыниксы, не забывая о политической карикатуре, вернулись к иллюстрированию произведений классической литературы. Лиризмом пронизаны акварели к чеховской» Даме с собачкой». Психологическая характеристика образов присутствует в иллюстрациях к повести Гоголя «Портрет». В 1952 году были созданы иллюстрации к знаменитому роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
Кукрыниксы очень ценили мнение о своих иллюстрациях художника Александра Бенуа, с которым впервые встретились в Париже в 1958 году, где тот жил уже три десятилетия. Сам прекрасный иллюстратор, Бенуа относился к этому жанру чрезвычайно серьезно, сознавая ответственность художника перед читателем за визуальное воплощение литературных образов.
В 1963 году Кукрыниксы выполнили иллюстрации к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». С писателем они познакомились еще в юности, в 1920-х. Работая над этим произведением, художники оставили свою любимую карикатурную манеру и создали реалистические образы человеческой трагедии.
Вернувшись в 1967 к роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев», над художественным оформлением которого они ранее работали, Кукрыниксы вскоре создали иллюстрации ко второму роману любимых писателей – «Золотой теленок».