Свадебные народные традиции

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, поэтому наши предки придерживались традиций и строго соблюдали особые правила, надеясь на помощь Бога и судьбы.
Свадебные народные традиции:
Согласно народным традициям, свадьбе обязательно предшествовало сватовство. Главную роль при сватовстве играла сваха. "Не выбирай невесту, выбери сваху", – поучала народная мудрость. От свахи требовалось особое умение красиво и убедительно говорить, ведь ей иногда приходилось расхваливать и не слишком ходовой "товар". Не зря в народе говорили: "На свашечкиных речах, как на санях – хоть садись да катись". Сваха могла прийти в дом девушки только после прохождения ею обряда совершеннолетия «впрыгивания в паневу или сарафан, или пояс». Девушка должна была трижды произнести обрядовые слова «Хачу-вскачу, хачу–невскачу» и впрыгнуть в одежду.
После успешных переговоров свахи с родителями невесты устраивали смотрины. В дом невесты приходила мать жениха либо ее доверенное лицо – смотрительница. Она разговаривала с девушкой и внимательно наблюдала за ней, желая убедиться, насколько та умна, рукодельна, хороша собою, здорова. После «смотрин» происходил "сговор". Тут уж в гости к родителям невесты приезжали сам жених с отцом и матерью. Их встречали как почетных гостей и усаживали на лавку в красный угол. Сама невеста жениху и гостям показывалась в своих нарядах на все времена года, родители невесты в свою очередь присматривались к жениху. Обе стороны договаривались о свадебных расходах, сроках, размерах приданого. Затем в знак согласия "ударяли по рукам" - рукобитье. С этого момента начиналась подготовка свадьбы.
Окончательный договор между родителями жениха и невесты сопровождался богомольем чаще всего в доме невесты. Собирались сваты, родители с обеих сторон и сами «сговоренки», все молились, а родители благословляли невесту и жениха иконой. После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами. Богомолье - это финальная часть сговора, после которого расстроить будущую свадьбу уже было нельзя. После богомолья все друг друга поздравляли и садились за стол праздновать. После богомолья существовала такая традиция – прибивать к домам жениха и невесты «красоту». «Красота» - березка, которую подруги невесты украшали лентами в знак прощания невесты с ее девичьей беззаботной жизнью.
Далее следовали важные эпизоды свадебного обряда: «невестина баня», «девишник», «раплетание косы». Обряд мытья невесты имел глубокую смысловую нагрузку - переход девушки к новой жизни и в новое качество – замужней женщины. После «бани» устраивался «девишник», на котором невеста прощалась со своей прошлой жизнью и с подругами. Кульминацией «девишника» был обряд «расплетания косы». Подруги невесты с песнями подходили к ней и старались расплести косу, а невеста оборонялась, не давая им это сделать. Во время «девишника» отвозили «постель» - приданое невесты в дом жениха.
В день свадьбы невесту одевали ее подруги и пели грустные свадебные песни, для оберега невесты использовали предметы-символы. Надевали новую венчальную рубаху, которая затем хранилась всю жизнь до смерти. А в это время родители благословляли жениха, сажали его в сани. Лошади украшались лентами, бубенцами. Подруги прятали невесту от жениха и требовали выкуп. Жених «выкупал» невесту, дарил ей подарки. После угощения вся процессия отправлялась в церковь на венчание и именовалась «свадебным поездом». Исстари повелось, что жениха в день свадьбы величали "князем", а невесту – "княгиней".
Венчание – церковное таинство, совершалось после полудня. В христианской традиции таинство брака рассматривалось как соединение мужчины и женщины в единственный и вечный, божественный союз, продолжающийся и после смерти.
После венчания проводили обряд изменения прически невесты из девичьей в женскую – кручение: заплетали две косы и закручивали вокруг головы, покрывали платком и надевали кику. Из церкви поезд обычно направлялся в дом жениха, где происходила встреча новобрачных. На пороге дома хлебом-солью их встречали родители жениха. Новобрачных обсыпали и бросали им под ноги овес или другое зерно, чтобы они жили богато. Затем начиналось свадебное торжество.
Строго соблюдались традиции оформления свадебного стола и порядок гостей. Стол всегда покрывался белой или красной скатертью («столешником») наизнанку, чтобы избежать сглаза молодых и назывался «красным», а столы для гостей ставились так, чтобы напротив молодых столы не стыковались. Новобрачные сидели в красном углу в простенке между окнами, чтобы их не было видно из окон.
На свадьбе было принято подавать: на первом столе «хлебово» (щи, кашу, лапшу), обязательно подавали студень с квасом и сметаной (по – ярославски), так же закуски – колбасу и мясо тушеное, свинину с картошкой.
За свадебным столом, пока гости ели, пили и веселились от души, молодым полагалось сидеть чинно и не прикасаться к еде. Непременно молодых заставляли целоваться, гости кричали: «Горько», «Лапша не вешается!», «Вилка застряла». Свадебный пир сопровождался песнями, главными среди которых были величальные в честь жениха и особенно лиричные в честь невесты, а так же было принято дарить подарки – скатерти и полотенца, украшенные вышивками.
Во время свадебного пиршества невесту старались украсть, если кому–то это удавалось, с жениха спрашивали выкуп. В завершении свадебного пира подавали сладкий пирог или пряник разгоню, которым обносили всех гостей, а гости платили за него деньги. А когда в пирог втыкали нож или вилку, то все понимали, что свадебное застолье подошло к концу.
подробнее кратко
Ровинский Д.А. Разговор жениха со свахою