Индо-Персидский регион

Наиболее полным и разнообразным по своему составу разделом выставки является комплекс вооружения Индо-Иранского региона.
Иранский оборонительный доспех во все времена считался одним из самых лучших и был повсеместно распространен в Аравии, Индии, Турции, Средней Азии, на Кавказе и даже в России. Полный доспех состоял, как правило, из чешуйчатого доспеха или кольчуги, зерцального доспеха - чар- айна, наручей – базубанд, шлема – худ и стального щита – сипар.
Вероятно, наиболее ранним и ценным памятником иранского оружейного искусства в собрании Рыбинского музея является зерцальный доспех чар-айна (кат.1-4). Поступил экспонат в 1920 г. от врача М.И.Бронниковой.
Чар-айна или чехар-а инэ ("четыре зеркала") состояла из четырех прямоугольных стальных пластин: две защищали грудь и спину, две другие – бока воина. В единое целое пластины соединялись специальными петлями с проходящим сквозь них стержнем или ремнями с застежками. Пластины украшались золотой насечкой, резьбой, или чеканкой. Этот тип доспеха был хорошо известен на Руси, где получил название - зерцало.
Доспех чар-айна из Рыбинского музея состоит из четырех стальных прямоугольных слегка выгнутых пластин-досок: нагрудной, наспинной и двух боковых, имеющих подкладку из мягкой белой замши. Известно, что зерцальный доспех подобного типа возникает в XVII в. Поверхность пластин декорирована рельефным стилизованным растительным орнаментом. Центральное поле обрамлено прямоугольной рамкой, с внешней стороны которой пущен пояс из повторяющихся резных элементов "бутоны тюльпанов". На гладком поле, в центре - ромбовидный картуш из переплетающихся побегов с включением бутонов тюльпанов, от которого в виде креста отходят тонкие побеги. Каждый побег переходит в треугольный картуш. К лицевой стороне наспинной и нагрудной досок крепятся по шесть, а к боковым – по четыре пряжки с фигурными основаниями. На основаниях пряжек и элементах резного орнамента сохранились фрагменты золотой насечки (кофтгари). Не исключено, что данный доспех может иметь среднеазиатское происхождение, так как культура Ирана оказывала большое влияние на развитие материальной и духовной культуры Средней Азии, в том числе с области военного дела и зерцальные доспехи проникают в Среднюю Азию именно оттуда.
Защита головы персидского воина обеспечивалась полусферическим шлемом – худ или кулах худ. В музейном собрании такие боевые наголовья представлены двумя образцами (кат.5,6). Первый щлем поступил из Рыбинского естественно-исторического музея в 1920 г., второй - из Копринского музея в 1946 г.
Шлем персидского типа обычно был снабжен подвижной носовой стрелкой, двумя приклепанными к нему втулками для перьев и пикой на макушке шлема. По его краю пробивались отверстия, к которым крепилась кольчужная бармица. По бокам она имела вырезы, а спереди и сзади свисала узкими мысами на грудь и спину. Таким образом, оба шлема из нашей коллекции являются типичными образцами подобных боевых наголовий. Оригинален своей формой шлем (кат.6). Он выполнен в виде стилизованной головы дива с рогами, грушевидным выступающим носом, переходящим в выступы надбровных дуг с широкими бровями. Глаза выполнены гравировкой в виде концентрических кругов. Усы с кончиками в виде птичьих голов и овальный рот дива с острыми зубами выполнены гравировкой и насечкой. Вся поверхность тульи декорирована мелким орнаментом по выбранному фону в виде переплетающихся растений с включением птиц, скачущих газелей и хищников. На задней части тульи даны в полный рост фигуры рогатых дивов с длинными хвостами. По венцу – надписи арабской графикой, заключенные в широкую рамку. По нижнему краю - кольчужная бармица, состоящая из не склёпанных стальных и латунных колечек. Латунные кольца придавали шлемам большую декоративность. Именно эти признаки характерны для поздних парадных шлемов, что позволяет уверенно датировать его XIX в.
Персидский стальной щит – сипар имеет круглую форму, как правило, окантован по краю латунным бортиком. На его лицевой выпуклой поверхности – четыре или более умбонов, снабженных рым-болтами и кольцами, к которым с внутренней стороны щита крепятся ременные петли. Внутренняя поверхность щита выкладывалась многослойной простеганной тканью для смягчения ударов. Щит из Рыбинского музея (кат.7) является характерным образцом данного типа защитного вооружения. Предмет поступил из Копринского музея. Выпуклая, воронёная, поверхность щита декорирована мелким гравированным растительным орнаментом с включением птиц, газелей и акцентированием контуров и отдельных элементов орнамента насечкой. В центре - стилизованное антропоморфное изображение солнечного диска с восьмиугольной фестончатой короной вокруг него. От острых зубцов короны отходят в стороны узкие лучи. Лучи делят орнамент на восемь секторов. Орнамент в секторах чередуется: два леопарда, стоящие на задних лапах, поддерживая передними корону, розетка с острыми длинными лепестками вокруг умбона. По внешнему краю щита - широкий пояс с надписями вязью, разделенными на восемь частей. По технике изготовления и декорировки щита, его можно уверенно датировать XIX веком.
На примере шлема и щита из коллекции нашего музея хорошо видно, что помимо растительного и геометрического орнамента на предметах персидского вооружения часто встречаются изображения мифологических существ, людей, животных, что не являлось характерным для остального мусульманского мира. Это может быть объяснено тем, что иранцы принадлежали к шиитскому направлению ислама, которое в отличие от более строгого суннитского дозволяло изображения «идолов».
Сабля была известна в Иране уже в IX веке, о чем свидетельствуют стенные росписи этого времени. Основной тип персидской сабли – шамшир, что дословно переводится как «тигриный коготь».
Шамшир (шемшир) имел узкий линзовидный клинок с плавным изгибом во второй трети. Характерными особенностями шамшира являются односторонняя заточка клинка, отсутствие елмани и долов, а также прямой обух. Персидский шамшир вместе с войсками завоевателей пришёл в Индию и был распространён среди мусульман, населявших северные районы Индии, граничившие с Ираном и Афганистаном. Для индийских шамширов обычно характерно сочетание иранского клинка и индийского тальварного эфеса, что ярко демонстрирует сабля (кат.8,9), поступившая в 1920 г. из Рыбинского военкомата. Клинок сабли стальной искривленный, однолезвийный, без долов. Сверху по обеим сторонам украшен растительным орнаментом (цветущая ветвь в прямоугольной рамке) в технике ложной насечки (кофтгари). На правой стороне, под орнаментом - картуш с надписью арабской графикой. Клинок смонтирован с так называемым индо-мусульманским эфесом типа аурангзеби. Индо-мусульманский эфес развился из «староиндийского» эфеса предположительно в XVI в. Тип аурангзеби, к которому относится наша сабля, получил распространение в правление императора Аурангзеба (правил 1658-1707 гг.) Характеризуется рукоятью с уширением в середине или чуть ближе к навершию, дисковидным навершием с куполом и шишечкой наверху, короткой крестовиной с полушаровидными завершениями на концах и вытянутыми в сторону клинка перекрестьями. От крестовины к дисковидному навершию часто (но не всегда) шла тонкая выгнутая дужка, которая, однако, не была прикреплена к навершию. Очень часто дужка заканчивалась возле навершия выгнутой наружу шишечкой или стилизованной головой животного, что мы и наблюдаем на сабле из нашей коллекции. Как правило, эфес цельнометаллический, но изредка встречаются индо-мусульманские эфесы из других материалов - слоновой кости или камня. Длина рукояти часто незначительна, что способствует плотному хвату или размещению указательного пальца под крестовиной со стороны клинка.
Одним из видов иранских сабель является карабела. Она отличается от шамшира более широким клинком с долами, двусторонней заточкой у острия и елманью. Уникальна сабля в ножнах (кат.10, 11), поступившая в музей из Рыбинского артсклада.
Клинок этой сабли, вероятно, выполнен из булата, о чём говорит характерный волнистый узор на металле. Форма клинка типична для карабелы. У елмани со стороны обуха, с двух сторон - золотая насечка в виде извивающегося побега. Эфес состоит из рукояти пистолетного типа с отогнутой в сторону на 90 градусов головкой и стальной крестовины в перекрестьем. Концы крестовины в виде сплюснутых шариков. Рукоять узкая, образована двумя щечками из темного рога, скрепленными двумя заклепками. Между щечками с двух сторон виден широкий хвостовик, украшенный растительным орнаментом в технике насечки золотом (кофтгари). Головка рукояти покрыта стальным колпачком с четырьмя язычками. Ножны деревянные, обтянуты темно-коричневой шагреневой кожей с тисненым растительным орнаментом на внешней стороне. У обуха, со стороны устья - разрез для удобства вынимания сабли. Прибор ножен стальной, состоит из двух обоймиц с овальными кольцами для крепления портупеи.
Помимо сабель в Иране, начиная с XVI в., было широко распространено использование кинжалов. К основным типам персидских кинжалов и ножей относятся ханджар, кама, кваддара, пешкабз, кард и каруд, отличающиеся друг от друга формой клинков и рукоятей.
В нашей коллекции очень характерным типом персидского короткоклинкового оружия является кинжал – ханджар (кат. 13,14). Кинжал в ножнах поступил в 1920-е гг. из имения Лихачевых Сосновец.
Клинок кинжала стальной искривленный, слегка расширяющийся к рукояти, двулезвийный, со срединным ребром жесткости. Рукоять костяная, катушечной формы, декорирована резьбой: на обеих сторонах, в средней части, по два ряда фигурок людей в персидских кафтанах и остроконечных шапках. Вверху и внизу - арабографические надписи, обведенные рамками из жемчужника. На верхней плоскости головки рукояти - изображение льва, нападающего на газель (аллегория всепобеждающей силы). На верхней плоскости головки рукояти - изображение льва, нападающего на газель (аллегория всепобеждающей силы). Ножны деревянные, обтянуты темно-розовым бархатом. Металлический прибор состоит из устья и наконечника. Прибор украшен растительным орнаментом в виде стилизованной ветви на канфареном фоне, выполненном в технике гравировки и чернения.
Все эти признаки характерны для персидских ханджаров эпохи Каджаров (тюркской династии правившей Ираном с 1795 по 1925 гг.) Ханджар - арабское слово, означающее "кинжал". Массивные рукояти этих кинжалов делались из моржовой кости и украшались резными фигурами сасанидских царей в окружении придворных, семейными сценами с детьми и прислугой, иногда эротическими сюжетами, а также каллиграфическими надписями. Широко применялась для украшения рукояти и ножен ханджара многоцветная расписная эмаль. В конце XVIII и на всем протяжении XIX в. в Иране были широко распространены ханджары, рукоять и ножны которых сделаны из стали и украшены резными орнаментами, каллиграфическими надписями и охотничьими сюжетами. Наиболее часто встречающимся мотивом являлась сцена охоты льва на газель. Такая сцена представлена на резной рукояти ханджара из Рыбинского музея.
В XIX веке в Иране получил распространение тип топора – секира - с одним или двумя полулунными лезвиями и обухом в виде стилизованной пасти дракона или наковальни. Подобное оружие, поступившее из Копринского музея в 1946 г., представлено и в коллекции музея (кат.15). В книге поступлений оно значится как «Двойной топор-секира из бронзы» в инвентарной книге – «Топорик парадный (Персия), XIX в.» Такие секиры относятся к категории популярных в Иране приседельных топоров. Эти секиры известны в Персии уже в XVII в., однако в широкий обиход они вошли только в XIX в. Ряд авторов относит эти легкие секиры к оружию дервишей. Орден странствующих дервишей (каландаров) был основан в середине XVI в. Шейхом Сефи эд-Дином и играл важную роль в духовной и военной жизни средневековой Персии. Одетые в лохмотья или звериные шкуры, обросшие волосами и длинной бородой дервиши странствовали по всему мусульманскому Востоку. Они просили подаяние, положив такую секиру на плечо.
подробнее кратко
Фрагмент зерцального доспеха чар-айна "четыре зеркала"
Фрагмент зерцального доспеха чар-айна "четыре зеркала"
Фрагмент зерцального доспеха чар-айна "четыре зеркала"
Фрагмент зерцального доспеха чар-айна "четыре зеркала"
Шлем
Шлем
Щит
Сабля
Ножны к сабле
Сабля
Ножны к сабле
Нож
Кинжал
Ножны к кинжалу
Секира
Ухват боевой (?)