Фонографы, граммофоны и патефоны
История механической звукозаписи начинается в 1857 году, когда парижский издатель и библиотекарь Эдуар-Леон Скотт де Мартенвиль изобрёл фоноавтограф. Однако назначение этого устройства было чисто экспериментальным — оно не могло воспроизводить сделанную запись. В апреле 1877 года Шарль Кро изобрёл палеофон, который состоял из пластинки, рупора, горизонтально расположенной иглы и мембраны. Игла проходила по звуковым дорожкам на пластинке и передавала колебания на мембрану. Звук усиливался рупором. Но, из-за проволочек в Парижской академии запатентовать своё изобретение автору так и не удалось.
А вот изобретение Томаса Эдисона стало более удачным в практическом и коммерческом плане. Фонограф был создан им в результате работы над двумя другими изобретениями: телефоном и телеграфом. В 1877 году Эдисон работал над устройством, которое могло бы записывать сообщения в виде углублений на бумажной ленте, которые затем могли бы неоднократно пересылаться с помощью телеграфа. Исследование навело Эдисона на мысль, что подобным образом можно записывать и телефонный разговор. Он экспериментировал с мембраной, оснащенной небольшим прессом, которая удерживалась над быстродвижущейся бумагой, покрытой парафином. Вибрации, создаваемые голосом, оставляли отметки на бумаге. Позже, Эдисон заменил бумагу металлическим цилиндром, обернутым в оловянную фольгу. Устройство имело два элемента в виде мембраны, соединенной с иглой – один для записи, а другой для воспроизведения звука. Когда кто-то говорил в рупор, звуковые вибрации воздействовали на записывающую иглу, и она оставляла канавки различной глубины на цилиндре. Эдисон опробовал машину, проговорив детский стишок «У Мэри был ягненок» в рупор. К его удивлению, устройство воспроизвело то, что он сказал. На своё изобретение он получил патент, выданный патентным ведомством США 19 февраля 1878 года. В коллекции музея представлен один из этих аппаратов, так называемый домашний фонограф, изготовленный во второй половине 1890-х годов фирмой National Phonograph Company, которая была основана Т.Эдисоном в 1896 г. для производства фонографов и восковых цилиндров для них. Непрерывно развиваясь и совершенствуясь, фонограф использовался до 30-х годов XX века в различных сферах жизни человека. На валики фонографа диктовали и записывали письма, завещания, с помощью аппарата создавали говорящие книги для слепых людей, обучали ораторскому искусству, записывали учебный материал, использовали, как аккомпанемент и другое.
Американский изобретатель Эмиль Берлинер, познакомившись с работами Шарля Кро, решил вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков использовать диски, и в 1887 году запатентовал свое изобретение, которое назвал граммофоном. Спрос на эти аппараты был очень большим. Первой фирмой, которая пришла на российский рынок, была компания самого изобретателя. Она называлась «Граммофон Берлинер». Эмблемой предприятия была собака, которая слушает голос своего хозяина. Но в России ее изменили на более нейтральную - «Пишущий амур». Фабрика по производству граммофонов этой фирмы открылась в г.Риге в 1902 г. и начала выпускать такие аппараты как "Amour 1G" и "Amour 2G" Отличались они, в основном, цветом корпуса: махагон и светлый. Различные дополнительные таблички-украшения-эмблемы добавлялись по желанию заказчика. За все время существования марки были выпущены различные модификации этих граммофонов. В нашей коллекции представлен граммофон "Amour 4". Изготавливались они вплоть до первой мировой войны 1914 года.
Знатные и богатые семейства приобретали самые изысканные и дорогие изделия - тумбовые граммофоны, или «волшебные тумбочки». "Волшебная тумбочка" представляет собой граммофон со встроенной цитрой – струнным резонатором, который увеличивает громкость и качество звучания. Раструб у таких граммофонов был интегрирован в корпус устройства, а единственным способом регулировки громкости являлись распашные дверцы. Все механизмы были также надёжно спрятаны от глаз в отдельные ящички или отделения. Можно сказать, что такой аппарат был своеобразным музыкальным центром. Тумбовые граммофоны обладали самым высоким качеством звучания и стоили баснословных по тем временам денег: от 270 до 700 рублей. В нашей коллекции также представлен тумбовый граммофон. На рубеже XIX-XX веков, как и в наше время, популярностью пользовались определённые бренды и марки. Так, на нашем граммофоне красуются сразу две фирменные таблички. Одна из них принадлежит очень известной фирме по производству и продаже роялей, пианино, механических музыкальных инструментов, автоматов и граммофонов - «Юлий Генрих Циммерман», другая - Торговому дому инженера и изобретателя Августа Бурхарда, располагавшегося на Невском проспекте в С.Петербурге. А.Бурхард являлся одним из первых распространителей граммофонов в России и даже занимался их усовершенствованием.
В 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" Гильон Кеммлер также предложил усовершенствование граммофона. Его идея заключалась в том, чтобы поместить рупор внутрь корпуса граммофона. Сконструированный таким образом граммофон получался малогабаритным и переносным, а в обиходе стал называться патефоном. Это механическое устройство предназначалось для проигрывания граммофонных пластинок, в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба. Звукосниматель состоял из металлической, часто тупившейся иглы и мембраны. Одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки, крутившейся со скоростью 78 оборотов в минуту. Звук патефона был хриплым и пронзительным, с сильными искажениями. Патефоны в СССР выпускались многими заводами. В нашей коллекции представлены патефоны советского производства 1930-60-х гг. таких предприятий как Московский, Коломенский, Молотовский патефонные заводы, а также Ленинградской артели «Граммофон». В единственном экземпляре представлен патефон «Фонола». Фонолы выпускались в 1940-х - 1960х годах. В отличие от простого патефона они имели электрический привод и электрический звукосниматель. В быту их подсоединяли к радиоприёмникам, для этого в приёмниках предусматривались специальные розетки. «Фонолы» имели от одной до четырёх скоростей проигрывания. В конце 1950-х- начале 1960-х годов «фонолы» были вытеснены радиолами и электрофонами.
А вот изобретение Томаса Эдисона стало более удачным в практическом и коммерческом плане. Фонограф был создан им в результате работы над двумя другими изобретениями: телефоном и телеграфом. В 1877 году Эдисон работал над устройством, которое могло бы записывать сообщения в виде углублений на бумажной ленте, которые затем могли бы неоднократно пересылаться с помощью телеграфа. Исследование навело Эдисона на мысль, что подобным образом можно записывать и телефонный разговор. Он экспериментировал с мембраной, оснащенной небольшим прессом, которая удерживалась над быстродвижущейся бумагой, покрытой парафином. Вибрации, создаваемые голосом, оставляли отметки на бумаге. Позже, Эдисон заменил бумагу металлическим цилиндром, обернутым в оловянную фольгу. Устройство имело два элемента в виде мембраны, соединенной с иглой – один для записи, а другой для воспроизведения звука. Когда кто-то говорил в рупор, звуковые вибрации воздействовали на записывающую иглу, и она оставляла канавки различной глубины на цилиндре. Эдисон опробовал машину, проговорив детский стишок «У Мэри был ягненок» в рупор. К его удивлению, устройство воспроизвело то, что он сказал. На своё изобретение он получил патент, выданный патентным ведомством США 19 февраля 1878 года. В коллекции музея представлен один из этих аппаратов, так называемый домашний фонограф, изготовленный во второй половине 1890-х годов фирмой National Phonograph Company, которая была основана Т.Эдисоном в 1896 г. для производства фонографов и восковых цилиндров для них. Непрерывно развиваясь и совершенствуясь, фонограф использовался до 30-х годов XX века в различных сферах жизни человека. На валики фонографа диктовали и записывали письма, завещания, с помощью аппарата создавали говорящие книги для слепых людей, обучали ораторскому искусству, записывали учебный материал, использовали, как аккомпанемент и другое.
Американский изобретатель Эмиль Берлинер, познакомившись с работами Шарля Кро, решил вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков использовать диски, и в 1887 году запатентовал свое изобретение, которое назвал граммофоном. Спрос на эти аппараты был очень большим. Первой фирмой, которая пришла на российский рынок, была компания самого изобретателя. Она называлась «Граммофон Берлинер». Эмблемой предприятия была собака, которая слушает голос своего хозяина. Но в России ее изменили на более нейтральную - «Пишущий амур». Фабрика по производству граммофонов этой фирмы открылась в г.Риге в 1902 г. и начала выпускать такие аппараты как "Amour 1G" и "Amour 2G" Отличались они, в основном, цветом корпуса: махагон и светлый. Различные дополнительные таблички-украшения-эмблемы добавлялись по желанию заказчика. За все время существования марки были выпущены различные модификации этих граммофонов. В нашей коллекции представлен граммофон "Amour 4". Изготавливались они вплоть до первой мировой войны 1914 года.
Знатные и богатые семейства приобретали самые изысканные и дорогие изделия - тумбовые граммофоны, или «волшебные тумбочки». "Волшебная тумбочка" представляет собой граммофон со встроенной цитрой – струнным резонатором, который увеличивает громкость и качество звучания. Раструб у таких граммофонов был интегрирован в корпус устройства, а единственным способом регулировки громкости являлись распашные дверцы. Все механизмы были также надёжно спрятаны от глаз в отдельные ящички или отделения. Можно сказать, что такой аппарат был своеобразным музыкальным центром. Тумбовые граммофоны обладали самым высоким качеством звучания и стоили баснословных по тем временам денег: от 270 до 700 рублей. В нашей коллекции также представлен тумбовый граммофон. На рубеже XIX-XX веков, как и в наше время, популярностью пользовались определённые бренды и марки. Так, на нашем граммофоне красуются сразу две фирменные таблички. Одна из них принадлежит очень известной фирме по производству и продаже роялей, пианино, механических музыкальных инструментов, автоматов и граммофонов - «Юлий Генрих Циммерман», другая - Торговому дому инженера и изобретателя Августа Бурхарда, располагавшегося на Невском проспекте в С.Петербурге. А.Бурхард являлся одним из первых распространителей граммофонов в России и даже занимался их усовершенствованием.
В 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" Гильон Кеммлер также предложил усовершенствование граммофона. Его идея заключалась в том, чтобы поместить рупор внутрь корпуса граммофона. Сконструированный таким образом граммофон получался малогабаритным и переносным, а в обиходе стал называться патефоном. Это механическое устройство предназначалось для проигрывания граммофонных пластинок, в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба. Звукосниматель состоял из металлической, часто тупившейся иглы и мембраны. Одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки, крутившейся со скоростью 78 оборотов в минуту. Звук патефона был хриплым и пронзительным, с сильными искажениями. Патефоны в СССР выпускались многими заводами. В нашей коллекции представлены патефоны советского производства 1930-60-х гг. таких предприятий как Московский, Коломенский, Молотовский патефонные заводы, а также Ленинградской артели «Граммофон». В единственном экземпляре представлен патефон «Фонола». Фонолы выпускались в 1940-х - 1960х годах. В отличие от простого патефона они имели электрический привод и электрический звукосниматель. В быту их подсоединяли к радиоприёмникам, для этого в приёмниках предусматривались специальные розетки. «Фонолы» имели от одной до четырёх скоростей проигрывания. В конце 1950-х- начале 1960-х годов «фонолы» были вытеснены радиолами и электрофонами.