Картины для волшебного фонаря

Картины для волшебного фонаря изготавливались несколькими способами:
1. Фотографические диапозитивные картины, выполненные с негатива. Они могли быть черно-белыми или подкрашенными вручную. Слайды, выполненные в данной технике в коллекции музея, в основном, относятся к «географический» серии.
2. Нарисованные на стекле картины. В данном случае изображения наносились вручную, для чего пользовались прозрачными красками, покрывая затем стекло лаком, чтобы сделать его прозрачным. Это были самые дорогие картины, и в нашем собрании есть несколько таких образцов.
3. Декалькомания – перевод изображения на стекло с бумаги, на которой рисунки печатались как хромолитографии. Большая часть картин в коллекции музея выполнено в данной технике. Они также могли быть черно-белыми или раскрашенными.
4. Напечатанное типографским способом на тонкой бумаге изображение приклеивалось на стекло и покрывалось специальным лаком и воском для придания прозрачности.
5. Самыми дешевыми были картины, напечатанные на желатиновых или целлулоидных пластинах.
Цены на картины зависели не только от техники изготовления, но и от качества продукции. В литературе начала века встречаются данные о том, что дешевые слайды стоили от 8 до 30 коп. Раскрашенная картина «хорошей работы» могла стоить до 3 руб., такая цена указана на одном из диапозитивов. (Вид Берлина)
Диапозитивы могли быть квадратные (8,3х8,3) – английский формат и прямоугольные (8,5х10) – французский формат. Стекло с печатным или фотоэмульсионным слоем закрывалось другим (обычным, прозрачным) стеклом аналогичного размера, между собой они склеивались по краям бумажным кантом. Само изображение чаще всего заключалось в темную непрозрачную бумажную рамку с круглым или прямоугольным просветом (7х7, либо 7,5 в диаметре). Оформление подобной маской служило более эффектному предъявлению изображения, так как в фонарях с более простой оптикой края изображений часто получались нечеткими, расплывались. Иногда на этих вставках печаталась реклама фирмы-изготовителя. Большая часть «картин» из коллекции нашего музея смонтированы в деревянную рамку, в этой же рамке они и вставлялись в волшебный фонарь. В руководстве Пашковского, изданном в 1905 году, такие рамки уже признаются «анахронизмом» в силу своей непрактичности, т.к. занимают много места, неудобны в пересылке, стоят дороже и на замену одного слайда на другой требовалось больше времени. Более «прогрессивными» считались универсальные рамки, где неподвижная часть дополнялась двумя скользящими рамками с отверстиями для диапозитивов, что позволяло «быстро и безостановочно переменять картины». 94 слайда из нашей коллекции смонтированы в деревянные рамки. Преимущество их было, возможно, в том, что на деревянную поверхность было удобно приклеивать бумажные этикетки с названием произведения и пояснением сюжета.
подробнее кратко