Волшебный фонарь
Волшебные фонари были изобретены еще в XVII веке (в разных источниках авторство приписывается либо немецкому ученому Афанасию Кирхеру, либо голландскому изобретателю Христиану Гюйгенсу). Первоначально приборы, используемые для проекции, были технически несовершенны: плохое качество линз приводило к искажению изображений, а слабый источник света был причиной того, что смотреть на экран приходилось с расстояния в 1 метр. Поэтому, изначально волшебные фонари использовались лишь для развлечений: в уличных балаганах и в детских комнатах. Усовершенствование оптики и, что важнее всего, усиление источника света сделало возможным увеличить изображение в 30-35 раз. К началу XX века сложились стандартные типы проекционных фонарей, которые различались по размеру конденсатора, силе света, фокусному расстоянию и предназначались для аудиторий от нескольких человек до полутора тысяч зрителей. Создатели проекционных фонарей заимствовали у родственной фототехнологии объектив, «изобретенный профессором Пецвалем и усовершенствованный Дальмайером для портретного фотоаппарата». Цена аппарата зависела от его качества, функций и используемого источника света. Более дешевые аппараты делались, например, из жести, более дорогие – из железа, иногда с наружной обкладкой красным или дубовым деревом, а порт-объективы в них сделаны из толстых медных труб, смонтированных на солидных медных основаниях, разборных, на винтах. Цены на фонари колебались в следующих пределах:
- керосиновые фонари от 12 до 150 руб.
- ацетиленовые фонари от 50 до 175 руб.
- с друммондовым или эфирно-кислородным освещением, а также с
электрическими лампами от 75 до 200 рублей
- для регуляторов с вольтовой дугой от 100 до 400 рублей.
Источники света в фонарях были основной заботой и проблемой в обращении с приборами. Чтобы обеспечить хорошее освещение, иногда приходилось использовать целые «энергетические установки». Недаром, в литературе самые значительные по объему разделы посвящены именно этому вопросу. За горелкой необходимо было постоянно следить, а после каждого показа фонарь обязательно чистили.
Интересно, что волшебный фонарь использовался не только для проекции слайдов, но и для демонстрации научных опытов. Выпускались пособия с подробными инструкциями по проведению таких показов. Это могли быть оптические опыты (например, преломление и спектральное разложение лучей, угол падения и угол отражения, оптические иллюзии), демонстрация звуковых колебаний, различных естественнонаучных образцов: насекомых, водорослей, узелков корней у бобовых растений. Также приводятся описания многочисленных химических и физических опытов, проводимых в аудитории и проецируемых на экран «в режиме реального времени»: кристаллизация, образование нашатыря, выпадение солей, капиллярность, диффузия, разложение воды, перемена направления тока, магнитный спектр и т.д.
Большой популярностью пользовались сеансы, на которых демонстрировались «механические картины с движением», такие как: наклоняющийся человек, люди, идущие мимо колоннады старинного памятника, мыши, заползающие в открытый рот спящего человека. Эффектно смотрелось изображение падающего снега, поднимающегося занавеса, сверкающей молнии, струящегося фонтана, извергающегося вулкана, калейдоскопа.
Для сопровождения лекций, представления результатов научных исследований и т.п. целей проекционные фонари служили с 1890 вплоть до 1960 гг., их можно назвать прообразом диапроекторов и современных проекторов, а также кинематографа.
- керосиновые фонари от 12 до 150 руб.
- ацетиленовые фонари от 50 до 175 руб.
- с друммондовым или эфирно-кислородным освещением, а также с
электрическими лампами от 75 до 200 рублей
- для регуляторов с вольтовой дугой от 100 до 400 рублей.
Источники света в фонарях были основной заботой и проблемой в обращении с приборами. Чтобы обеспечить хорошее освещение, иногда приходилось использовать целые «энергетические установки». Недаром, в литературе самые значительные по объему разделы посвящены именно этому вопросу. За горелкой необходимо было постоянно следить, а после каждого показа фонарь обязательно чистили.
Интересно, что волшебный фонарь использовался не только для проекции слайдов, но и для демонстрации научных опытов. Выпускались пособия с подробными инструкциями по проведению таких показов. Это могли быть оптические опыты (например, преломление и спектральное разложение лучей, угол падения и угол отражения, оптические иллюзии), демонстрация звуковых колебаний, различных естественнонаучных образцов: насекомых, водорослей, узелков корней у бобовых растений. Также приводятся описания многочисленных химических и физических опытов, проводимых в аудитории и проецируемых на экран «в режиме реального времени»: кристаллизация, образование нашатыря, выпадение солей, капиллярность, диффузия, разложение воды, перемена направления тока, магнитный спектр и т.д.
Большой популярностью пользовались сеансы, на которых демонстрировались «механические картины с движением», такие как: наклоняющийся человек, люди, идущие мимо колоннады старинного памятника, мыши, заползающие в открытый рот спящего человека. Эффектно смотрелось изображение падающего снега, поднимающегося занавеса, сверкающей молнии, струящегося фонтана, извергающегося вулкана, калейдоскопа.
Для сопровождения лекций, представления результатов научных исследований и т.п. целей проекционные фонари служили с 1890 вплоть до 1960 гг., их можно назвать прообразом диапроекторов и современных проекторов, а также кинематографа.