Металлические вещи

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ВЕЩИ ИЗ ДОМА А.Н.УХТОМСКОЙ
Металлические вещи из дома княжны Анны Николаевны Ухтомской по назначению можно разделить на 8 групп: религиозные предметы, предметы интерьера, осветительные приборы, посуда, предметы для рукоделия, канцелярские принадлежности, измерительные приборы, рамки для фотографий.
Религиозные предметы представлены только одним предметом – кацеей (ручной кадильницей), употреблявшейся при домашней молитве. Кацеей кадили только иконы, изображая четвероконечный крест. Нередко ее просто ставили перед иконами. Кацея датируется ХIХ в. Место создания – Россия. Материалы – латунь, дерево. Техника – выколотка, резьба. Кацея в виде небольшой жаровни на длинной складной ручке. Тулово кадильницы в виде круглой чаши на широкой кольцевидной ножке. Сверху закреплена откидывающаяся крышка с восьмиконечным крестом наверху. Поверхности крышки, тулова и ножки декорированы точеными полосами. Круглые отверстия и сердцевидные элементы на крышке служат для выхода дыма. Держатель ручки фигурный, выточен из дерева.
Колокольчик настольный для вызова прислуги датируется ХIХ в. Место создания – Россия. Материал – металл, техника – литье. Тулово колокольчика гладкое, язык в форме шарика, крепится к петле с помощью проволоки. В верхней части – набалдашина в форме ажурного растительного орнамента.
Группа осветительных приборов представлена подсвечниками и предметами, связанными с ними. Подсвечники разных форм и размеров. Первый подсвечник датируется концом ХIХ – началом ХХ вв. Место его создания – Россия. Материал – сплав медный. Техника – литье, сборка. Настольный светильник на одну свечу. В центре двухступенчатого основания круглой формы имеется возвышение, в которое вкручивается балясовидный стоян с чередующимися на нем декоративными элементами в форме диска и конусовидного выступа. В верхней части стояна находится свечник цилиндрической формы с широким приподнятым бортиком.
Два следующих подсвечника парные, поэтому на выставке представлен только один из них. Он сделан в России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Материал – сплав медный. Техника – литье, сборка. Светильник на одну свечу. Основание имеет форму диска, в центральной части находится конусообразное возвышение с резьбой, на которую накручивается стоян со свечником. Свечник представлен в виде цилиндра с круглой плоской розеткой.
Еще один подсвечник тоже сделан в России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Материал – сплав медный. Техника – литье, пайка. Светильник на одну свечу. Основание представляет собой квадратную пластину с круглым углублением посередине. Ручка в виде кольца неправильной формы припаяна к середине одной из сторон основания. Свечник имеет форму цилиндра, плавно переходящего в круглую розетку.
Завершает ряд подсвечников подсвечник на кронштейне. Есть даже предположение, что он мог крепиться к пианино. Но пианино в доме Ухтомских не было, значит, он крепился к чему-то другому, например, к стене. Подсвечник изготовлен предположительно в России в конце ХIХ в. Материал – металл. Техника – штамповка, сборка. Конструкция состоит из крепежной пластины, раздвижного кронштейна и профитки с поддоном. Прямоугольная, резная пластина с четырьмя сквозными отверстиями для шурупов по краям, припаяна к балясовидному стержню, который соединен с кронштейном. Кронштейн выполнен в виде пересекающихся крест-накрест резных металлических стержней, при раздвижении образующих пять ромбов. Профитка вазообразной формы с отлогим бортом; под профиткой закреплен широкий, круглый поддон с невысоким бортом и валиком по краю. Кронштейн подвижен и поворачивается относительно пластины.
В описании этого подсвечника встретилось слово «профитка». В литературе встречается два определения этого слова. Профиткой называли и подсвечную трубку, и блюдце под ней, предназначенное для сбора стекающего со свечи воска. Сохранились четыре профитки-блюдца из дома А.Н.Ухтомской. Но поскольку они однотипны, на выставке представлены только две из них, немного отличающиеся по внешнему виду. Обе профитки ХIХ в. Место их создания – предположительно Россия. Материал – бронза, техника – литье. Первая профитка круглая, с рельефным кольцом по периметру, отверстием в центре и мелкими фестонами по краю. Вторая профитка круглая, с тремя рельефными кольцами по периметру и отверстием в центре.
Еще сохранились два держателя для бра. В доэлектрическую эпоху бра тоже были со свечами, они крепились к стене. Оба держателя изготовлены в конце ХIХ – начале ХХ вв. предположительно в России. Материал – сплав медный. Техника первого – штамповка, гравировка, второго – только штамповка. Первый держатель вытянутой S-образной формы в виде переплетающихся стилизованных стеблей, по краям которых - гравированный геометрический орнамент, на верхнем конце - держатель с колесиком, на нижнем - штырек. Второй держатель вытянутой S-образной формы со сквозным геометрическим орнаментом, на верхнем конце - держатель с колесиком, на нижнем - штырек.
К этому же комплексу примыкает спичечница шведского типа, изготовленная в России в конце ХIХ – начале ХХ вв. Материал – бронза, техника – литье. Основание спичечницы имеет форму тарелки с высоким бортом, из центра которого возвышается конусовидная подставка для плоской круглой площадки с прямоугольной скобой наверху для закрепления спичечного коробка.
Далее следует комплекс посуды. Интересна мясорубка, изготовленная немецкой фирмой «Alexanderwerk AG». Материалы – сплав алюминия, чугун, сталь, дерево. Техника – литье, токарная работа. Корпус мясорубки отлит в виде двух широких полых, соединяющихся раструбов, расположенных перпендикулярно друг к другу, и струбцины в виде выгнутой пластины, переходящей сверху в раздваивающуюся ножку. В нижней части в отверстие на ее конце ввинчивается винт с головкой в виде цифры "8" и круглой шайбой на конце. В горизонтальный раструб фестончатого рельефа вставляется винтовой вал, с надевающимися на передний край крестообразным ножом и пластиной-сеткой с круглыми отверстиями. Конструкция удерживается спереди - навинчивающимся на край раструба ребристым кольцом-держателем, а сзади - надевающейся на конец вала изогнутой ручкой с деревянным наконечником в виде балясины.
Подстаканник изготовлен в России в конце ХIХ в. Материал – сплав медный. Техника – штамповка. Тулово слегка расширенное к отогнутому венчику. В верхней части декоративный элемент в виде выпуклого узкого кольца; в центре, по периметру - просечной геометрический орнамент "меандр". Ножка узкая кольцевая; ручка в виде стилизованных переплетающихся ветвей.
Солонка изготовлена в конце ХIХ в. предположительно в Великобритании. Материалы – металл, стекло. Техника – штамповка, прессовыдувание. Солонка цилиндрической формы, на ступенчатом металлическом поддоне, тулово из рифленого прозрачного стекла, крышка металлическая с гравированными наклонными полосами по краю, с трубочкой в центре, куда вставлен металлический стержень с пружинкой, проходящий внутри солонки до основания, где входит в отверстие и имеет утолщение с винтовой резьбой.
Мороженица изготовлена в конце ХIХ в. в Западной Европе. Материалы – металл, дерево. Техника – сборка заводская. Представляет собой деревянное цилиндрическое ведерко с металлической откидной ручкой, состоящее из отдельных дощечек, скрепленных металлическими обручами. По бокам, на верхнем крае ведерка - детали запорного устройства для крепления траверсы. Внутрь формы встроен на подпятнике металлический резервуар в виде цилиндра с лопастью (мешалкой) с пятью лопатками и подвижными деревянными планками по краям (демонтированы). Резервуар закрывается крышкой с запрессованной сверху конической шестерней (ведомой). Траверса (поперечная перекладина) с ручным приводом, состоящим из смонтированного по горизонтали вала с запрессованной конической шестерней (ведущей) и рукоятью с деревянной ручкой.
Ложка заварочная предположительно изготовлена в России. Материал – сплав медный. Техника – штамповка, никелировка. Ложка с элипсообразной глубокой чашечкой, по всей поверхности которой имеются круглые отверстия, сбоку на ее бортике подвижно крепится выпуклая крышка, повторяющая форму чашечки, с такими же отверстиями и запорчиком с другой стороны; стебель плоский, слегка выгнутый в средней части, расширяющийся к концу с фестончатым контуром; оформлен рельефным растительным орнаментом.
Сохранились также три вилки. Но поскольку две из них однотипны, на выставке представлены только две вилки, слегка отличающиеся друг от друга. Но основные параметры их совпадают. Датировка – ХIХ в. Место создания – Россия. Материалы – кость, металл. Техника – штамповка. Первая вилка металлическая трехзубая; основание зубьев ромбовидное; стебель в форме балясины, заканчивающейся площадкой, соединенной с костяной черной ручкой, перетянутой в месте скрепления металлическим кольцом. Вторая вилка металлическая трехзубая; в основании зубьев круглый в сечении, усеченный с внутренней стороны раструб, от узкого основания плавно переходящий в стебель в форме балясины, заканчивающейся площадкой, соединенной с костяной черной ручкой, перетянутой в месте скрепления металлическим кольцом.
Предметов, так или иначе связанных с изготовлением одежды и рукоделием, три. Во-первых, это угольный утюг, сделанный в России в ХIХ в. Материалы – дерево, металл. Техника – ковка, точение. Утюг треугольной формы, полый внутри, с деревянной рельефной ручкой. Сзади - задвижка прямоугольной формы с ручкой. Во-вторых, ножницы, предположительно произведенные в России. Материал – сталь. Техника – штамповка, сборка. Ножницы состоят из двух подвижно скрепленных между собой посередине лезвий с заостренными концами, плавно переходящими в четырехгранные ручки с кольцевыми круглыми навершиями. И наконец, наперсток, изготовленный в России в конце ХIХ в. Материал – металл. Техника – гравировка, литье. Наперсток имеет традиционную форму усеченного конуса. На донце - углубления для иглы. По внешней кромке - рельефный бортик. На боковой поверхности рельефно выступает декоративный элемент в форме стилизованного щита, на котором выгравирована монограмма "М Ф".
Канцелярские принадлежности представлены двумя предметами. Очень красиво смотрится пресс-папье, предположительно сделанное в России. Материал – бронза. Техника – литье, чеканка, гравировка. Пресс-папье с горельефными фигурками. Его основание имеет неправильную форму с волнообразными краями. На верхней поверхности основания среди рельефно выгравированных четырехлепестковых цветов на бугристой шероховатой поверхности помещена фигурка ящерицы. Тело ее S-образно изогнуто, голова повернута к стрекозе, сидящей у хвоста ящерицы. Зажим для бумаг имеет точную датировку – 1869 г. Он изготовлен английской фирмой M.Myers&Son (М.Майерс и Сын). Материалы – сплав медный, сталь. Техника – штамповка, сборка. Зажим в виде двух фигурных пластин (верхняя округлая с одной стороны, оформленная рельефным орнаментом в виде подковы, загнутая книзу с другой для закрепления бумаги; нижняя - сложной геометрической формы, один край в виде лопасти с рельефным орнаментом, другой - с кольцом-держателем), скрепленных между собой стальной S-образной скобой, обеспечивающей эффект зажима.
Бароскоп (прибор для показания изменений погоды) изготовлен в России в ХIХ в. Материалы – металл, дерево, стекло. Техника – штамповка, сборка, гравировка, точение. На деревянной доске черного цвета, закругленной вверху, расположены приборы: термометр и барометр. Посередине прикреплена стеклянная пробирка с острым конусом внизу, вставленным в петлю из жести, и куполовидным конусом вверху, зажатым металлической скобкой. Внутри прибора жидкость с вкраплением кристаллов, маслянистой консистенции. Слева от прибора прикреплена медная длинная пластина с делениями от 0 до 20 в нижней части и от 0 до 60 вверху. Посередине пластины прикреплена тоненькая пробирка, внизу которой расположен круглый блестящий шарик, из которого поднимается ртуть. Справа на доске в металлической окантовке наклеены правила пользования бароскопом, состоящие из 10 пунктов, с дореволюционной орфографией. Вверху изнутри доски имеется петля из жести, на которую вешается прибор.
Рамочка для фотографий изготовлена в конце ХIХ – начале ХХ вв. предположительно в России. Материалы – латунь, стекло. Техника – штамповка, пайка. Прямоугольной формы, со скругленными углами рамка, оформленная по внешним сторонам выступающим над ней ажурным стилизованным орнаментом. По центру каждой стороны - вазоновидный элемент, с исходящими от него в стороны изогнутыми побегами с шишечками на концах. К верхнему "вазончику" с внутренней стороны крепится на шарнире трапециевидная подставка, оформленная ажурным элементом в виде полоски с кольцами на концах. В рамку вставлено стекло.
подробнее кратко
Кацея
Колокольчик настольный
Подсвечник
Подсвечник
Подсвечник
Подсвечник
Профитка
Профитка
Держатель для бра
Держатель для бра
Спичечница
Мясорубка
Подстаканник
Солонка
Мороженица
Ложка заварочная
Вилка
Вилка
Утюг
Ножницы
Наперсток
Пресс-папье
Зажим для бумаг
Бароскоп
Рамочка для фотографий