Деревянные вещи
ДЕРЕВЯННЫЕ ВЕЩИ ИЗ ДОМА А.Н.УХТОМСКОЙ
Деревянные вещи из дома княжны Анны Николаевны Ухтомской можно разделить на 5 групп: посуда, предметы для рукоделия, канцелярские принадлежности, декоративные тарелки и рамки для фотографий.
Мельница для кофе датируется концом ХIХ в. Место создания – Россия. Материалы – дерево, сплав медный, железо. Техника – резьба, обточка. Мельница для кофе ручная в виде кубической деревянной емкости, с выдвижным ящиком для кофе, окрашена в коричневый цвет. Углы верхней крышки ящика скошены. Вверху чаша из медного сплава, над ней вращающаяся рукоятка в форме ветки, на конце намотана веревка, по центру чаши и куба рукоятка заканчивается зубчатым валом для размолки кофе.
Место создания мельницы для перца – Россия. Материалы – дерево, металл. Техника – токарная работа. Мельница для перца в виде деревянного бочонка с обручами, металлической крышкой и ручкой-"веткой". На донце виден крутящийся металлический механизм.
Подставка под посуду датируется концом ХIХ в. Место создания – Россия. Материал – дерево, техника – точение. Подставка круглой формы, по кругу выступающая кромка.
Короб из плетеной соломки датируется концом ХIХ – начало ХХ вв. Место создания – Россия. Короб прямоугольной формы, с высокими бортиками, углы закругленные, по верхнему краю - ободок; плетение "косичкой", ободок прямого плетения, соломка желто-коричневого цвета. Предмет универсального назначения, в нем с одинаковым успехом можно было хранить и сухие продукты, и белье, и что-то другое.
Корзинка для рукоделия датируется концом ХIХ в. Место создания – Россия. Материалы – дерево, соломка. Техника – плетение. Корзинка в форме ладьи из гнутой фанеры, покрашенной изнутри красной масляной краской. Снаружи оплетена соломкой. Плетение выполнено рисунком "косичка", состоит из 10 расходящихся от центра секторов. В центре донца соединение из соломки в форме пятиконечной звезды.
А вот и предметы, которые могли наполнять такую корзинку. Коробочка для рукоделия изготовлена в России в ХIХ в. Материал – дерево, техника – точение. Коробочка цилиндрической формы на круглом плоском основании с закрывающейся крышечкой круглой формы, чуть выпуклой снаружи. В ней можно было хранить что-то небольшое: пуговицы, иголки и т.д. Интересны три катушки для ниток, совершенно не похожие на современные. Все они созданы в России в ХIХ в., материал – дерево, техника – точение. Первая катушка в форме шестигранника. В ее центре – пропильная резьба, повторяющая шестигранник. Вторая катушка в форме восьмигранника, посередине пропильная резьба растительного орнамента в виде четырех тюльпанов. Третья катушка в форме прямоугольника с овальными углублениями со всех четырех сторон. Это сделано для удобства закрепления ниток, чтобы они не соскальзывали с катушки. Любопытно приспособление для намотки ниток, также созданное в России в ХIХ в. в технике точения. Это приспособление для плетения кружева, в виде вилки с двумя выгнутыми зубцами. В центре сквозное отверстие, заканчивающееся в утолщенной ручке. В это отверстие вставлялась нитка, идущая от клубка. Щеточка, предназначенная для стирания мела с ткани во время раскроя одежды, сделана в России в конце ХIХ в. Материалы – дерево, щетина. Техника – точение. Деревянный корпус щеточки овальной формы, внутри круглое отверстие с вклеенной в него щетиной. Вверху корпуса набалдашина с круглым отверстием, видимо, от утраченной ручки.
Игольница датируется концом ХIХ – началом ХХ вв. Место ее создания – Россия. Материалы – береза и бархат. Техника – точение. Приспособление для вкалывания иголок, точеное, балясовидной формы с одним глубоким перехватом. В средней части - выемка. На верхней балясине - круглая подушечка, обтянутая коричневым бархатом. В нижнюю балясину вкручен подвижный деревянный болт для прикрепления игольницы к столу. Его нижняя часть выполнена в виде лопатки с небольшим шариком посередине.
Из канцелярских принадлежностей представлен только карандаш, изготовленный в Германии в конце ХIХ – начале ХХ вв. Материалы - дерево, металл, графит. Техника – машинное производство, окраска. Круглый простой карандаш, заточенный с одного конца, на другом конце - металлический наконечник. Тулово окрашено в коричневый цвет. Ближе к наконечнику гравировка в виде двух перекрещивающихся молотков и надпись: "Johann Faber Manufacturer" (Иоганн Фабер Производитель).
Три настенных декоративных тарелки сделаны в России. Материал всех трех – дерево, техника – токарная работа, роспись. Первая тарелка круглая, плоская. На зеркале изображение кошачьей морды; фон коричневый, изображение в серых и коричневых тонах, глаза желтовато-зеленые; поверхность неровная. Бортик гладкий, зеленовато-коричневого цвета. Дно круглое, плоское, зеленовато-коричневого цвета. Вторая тарелка тоже круглая, плоская. На зеркале изображения девочки и куклы; фон желтоватый. Девочка изображена в правый профиль. Девочка в одежде светло-зеленого цвета, в правой руке держит стаканчик зеленого цвета. Кукла сидит на столе, рядом с изображением куклы надпись «КТО ЗА КОГО, А Я ЗА ДРУГА СВОЕГО!». Сюжет повторяет одноименную открытку Елизаветы Бём. Зеркало по окружности обведено тонкой полоской черного цвета. Бортик гладкий, красного цвета. Дно круглое, плоское, синего цвета. Крепеж металлический, в виде шарика со сквозным отверстием. Третья тарелка круглая, плоская, со слегка поднятым краем. На зеркале - погрудный портрет девочки; основной фон - светло-коричневый, вокруг изображения - зеленоватый. Девочка в пальто коричневого цвета, которое застегнуто на три пуговицы; на голове шапочка красноватого цвета. Дно круглое, плоское, светло-коричневого цвета. Крепеж металлический, в виде штыря и кольца.
Четыре рамки для фотографий сделаны в России. Первая рамочка датируется ХIХ в. Материалы – дерево, металл, стекло. Техника – точение. Рамочка для фотографии круглой формы с углублением для фото, повторяющим круг, края которого окантованы металлом желтого цвета с резьбой по внутренней стороне и фризкой внутри. Наружные края рамочки подняты высоко вверх, покрыты темным лаком. Стекло свободно перемещается. Вверху, посередине, кольцо из жести для размещения на стене. Две следующие рамочки одинакового размера и одинаковых параметров - явно парные. Поэтому на выставке представлена только одна из них. Датировка – конец ХIХ в. Материал – дерево. Техника – точение, гнутье, лакирование. Рамочка овальной формы с выемкой внутри, повторяющей форму овала, для вставления фото. Стекло отсутствует. Окантовка жгутообразной формы, тонирована в темно-коричневый цвет, сверху покрыта бесцветным лаком. Последняя рамка датируется началом ХХ в. Материалы – дерево, кожзаменитель, бумага. Техника – столярная работа, фанеровка, лакирование. Рамка для фотографий коричневая, прямоугольной формы, с подставкой. Неширокие планки фанерованы. Оборотная плоскость обтянута коричневым кожзаменителем, проложена светло-коричневой бумагой с растительным рисунком, крепится к рамке металлическими держателями.
Деревянные вещи из дома княжны Анны Николаевны Ухтомской можно разделить на 5 групп: посуда, предметы для рукоделия, канцелярские принадлежности, декоративные тарелки и рамки для фотографий.
Мельница для кофе датируется концом ХIХ в. Место создания – Россия. Материалы – дерево, сплав медный, железо. Техника – резьба, обточка. Мельница для кофе ручная в виде кубической деревянной емкости, с выдвижным ящиком для кофе, окрашена в коричневый цвет. Углы верхней крышки ящика скошены. Вверху чаша из медного сплава, над ней вращающаяся рукоятка в форме ветки, на конце намотана веревка, по центру чаши и куба рукоятка заканчивается зубчатым валом для размолки кофе.
Место создания мельницы для перца – Россия. Материалы – дерево, металл. Техника – токарная работа. Мельница для перца в виде деревянного бочонка с обручами, металлической крышкой и ручкой-"веткой". На донце виден крутящийся металлический механизм.
Подставка под посуду датируется концом ХIХ в. Место создания – Россия. Материал – дерево, техника – точение. Подставка круглой формы, по кругу выступающая кромка.
Короб из плетеной соломки датируется концом ХIХ – начало ХХ вв. Место создания – Россия. Короб прямоугольной формы, с высокими бортиками, углы закругленные, по верхнему краю - ободок; плетение "косичкой", ободок прямого плетения, соломка желто-коричневого цвета. Предмет универсального назначения, в нем с одинаковым успехом можно было хранить и сухие продукты, и белье, и что-то другое.
Корзинка для рукоделия датируется концом ХIХ в. Место создания – Россия. Материалы – дерево, соломка. Техника – плетение. Корзинка в форме ладьи из гнутой фанеры, покрашенной изнутри красной масляной краской. Снаружи оплетена соломкой. Плетение выполнено рисунком "косичка", состоит из 10 расходящихся от центра секторов. В центре донца соединение из соломки в форме пятиконечной звезды.
А вот и предметы, которые могли наполнять такую корзинку. Коробочка для рукоделия изготовлена в России в ХIХ в. Материал – дерево, техника – точение. Коробочка цилиндрической формы на круглом плоском основании с закрывающейся крышечкой круглой формы, чуть выпуклой снаружи. В ней можно было хранить что-то небольшое: пуговицы, иголки и т.д. Интересны три катушки для ниток, совершенно не похожие на современные. Все они созданы в России в ХIХ в., материал – дерево, техника – точение. Первая катушка в форме шестигранника. В ее центре – пропильная резьба, повторяющая шестигранник. Вторая катушка в форме восьмигранника, посередине пропильная резьба растительного орнамента в виде четырех тюльпанов. Третья катушка в форме прямоугольника с овальными углублениями со всех четырех сторон. Это сделано для удобства закрепления ниток, чтобы они не соскальзывали с катушки. Любопытно приспособление для намотки ниток, также созданное в России в ХIХ в. в технике точения. Это приспособление для плетения кружева, в виде вилки с двумя выгнутыми зубцами. В центре сквозное отверстие, заканчивающееся в утолщенной ручке. В это отверстие вставлялась нитка, идущая от клубка. Щеточка, предназначенная для стирания мела с ткани во время раскроя одежды, сделана в России в конце ХIХ в. Материалы – дерево, щетина. Техника – точение. Деревянный корпус щеточки овальной формы, внутри круглое отверстие с вклеенной в него щетиной. Вверху корпуса набалдашина с круглым отверстием, видимо, от утраченной ручки.
Игольница датируется концом ХIХ – началом ХХ вв. Место ее создания – Россия. Материалы – береза и бархат. Техника – точение. Приспособление для вкалывания иголок, точеное, балясовидной формы с одним глубоким перехватом. В средней части - выемка. На верхней балясине - круглая подушечка, обтянутая коричневым бархатом. В нижнюю балясину вкручен подвижный деревянный болт для прикрепления игольницы к столу. Его нижняя часть выполнена в виде лопатки с небольшим шариком посередине.
Из канцелярских принадлежностей представлен только карандаш, изготовленный в Германии в конце ХIХ – начале ХХ вв. Материалы - дерево, металл, графит. Техника – машинное производство, окраска. Круглый простой карандаш, заточенный с одного конца, на другом конце - металлический наконечник. Тулово окрашено в коричневый цвет. Ближе к наконечнику гравировка в виде двух перекрещивающихся молотков и надпись: "Johann Faber Manufacturer" (Иоганн Фабер Производитель).
Три настенных декоративных тарелки сделаны в России. Материал всех трех – дерево, техника – токарная работа, роспись. Первая тарелка круглая, плоская. На зеркале изображение кошачьей морды; фон коричневый, изображение в серых и коричневых тонах, глаза желтовато-зеленые; поверхность неровная. Бортик гладкий, зеленовато-коричневого цвета. Дно круглое, плоское, зеленовато-коричневого цвета. Вторая тарелка тоже круглая, плоская. На зеркале изображения девочки и куклы; фон желтоватый. Девочка изображена в правый профиль. Девочка в одежде светло-зеленого цвета, в правой руке держит стаканчик зеленого цвета. Кукла сидит на столе, рядом с изображением куклы надпись «КТО ЗА КОГО, А Я ЗА ДРУГА СВОЕГО!». Сюжет повторяет одноименную открытку Елизаветы Бём. Зеркало по окружности обведено тонкой полоской черного цвета. Бортик гладкий, красного цвета. Дно круглое, плоское, синего цвета. Крепеж металлический, в виде шарика со сквозным отверстием. Третья тарелка круглая, плоская, со слегка поднятым краем. На зеркале - погрудный портрет девочки; основной фон - светло-коричневый, вокруг изображения - зеленоватый. Девочка в пальто коричневого цвета, которое застегнуто на три пуговицы; на голове шапочка красноватого цвета. Дно круглое, плоское, светло-коричневого цвета. Крепеж металлический, в виде штыря и кольца.
Четыре рамки для фотографий сделаны в России. Первая рамочка датируется ХIХ в. Материалы – дерево, металл, стекло. Техника – точение. Рамочка для фотографии круглой формы с углублением для фото, повторяющим круг, края которого окантованы металлом желтого цвета с резьбой по внутренней стороне и фризкой внутри. Наружные края рамочки подняты высоко вверх, покрыты темным лаком. Стекло свободно перемещается. Вверху, посередине, кольцо из жести для размещения на стене. Две следующие рамочки одинакового размера и одинаковых параметров - явно парные. Поэтому на выставке представлена только одна из них. Датировка – конец ХIХ в. Материал – дерево. Техника – точение, гнутье, лакирование. Рамочка овальной формы с выемкой внутри, повторяющей форму овала, для вставления фото. Стекло отсутствует. Окантовка жгутообразной формы, тонирована в темно-коричневый цвет, сверху покрыта бесцветным лаком. Последняя рамка датируется началом ХХ в. Материалы – дерево, кожзаменитель, бумага. Техника – столярная работа, фанеровка, лакирование. Рамка для фотографий коричневая, прямоугольной формы, с подставкой. Неширокие планки фанерованы. Оборотная плоскость обтянута коричневым кожзаменителем, проложена светло-коричневой бумагой с растительным рисунком, крепится к рамке металлическими держателями.