Иконы

ИКОНЫ ИЗ ДОМА А.Н.УХТОМСКОЙ
Из дома княжны Анны Николаевны Ухтомской происходит икона «Спас Вседержитель», датируемая второй половиной ХIХ в. Материалы – дерево, левкас. Техника – темпера. На иконе Спас Вседержитель представлен в типе оплечного. Письмо традиционное, подстаринное. Санкирь зеленовато-коричневый, охрение плавями светлой охрой. Хитон пурпурный. Клав на правом плече декорирован золотыми тонкими завитками. По вороту хитон украшен орнаментальной полосой с золотыми завитками. Гиматий синий с синими в разбеле пробелами. Фон и поля светло-умбристые. По контуру фигуры Христа - золотые описи. Крестчатый нимб обведен золотой линией и к внешнему краю притенен зеленым. Монограммы золотые. На полях изображены предстоящие святые в рост в 3/4 повороте к среднику: слева Рах-благоразумный разбойник в светло-голубых штанах, закатанных у колен. В согнутой правой руке он держит у плеча крест. Справа - св. Мария Египетская в пурпурном хитоне, укрывающем ее обнаженное тело. Опушь иконы красная.
Также в доме А.Н.Ухтомской бытовала небольшая иконка «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», датируемая концом ХIХ – началом ХХ вв. Материалы – дерево, левкас. Техника – темпера, золочение. Иконка народного письма с ростовым изображением соловецких чудотворцев - святых Зосимы и Савватия. Святые в монашеских черных мантиях написаны в трехчетвертном повороте друг к другу с молитвенно раскрытыми руками. Епитрахиль св. Зосимы (слева) - голубая, у св. Савватия - зеленая. Между островками зеленой суши, на которых стоят преподобные, показан голубой залив. У верхнего края средника, в центре виден лик Христа. Фон золотой. Надписи черные.
Предположительно из Сергиева Посада происходят две небольших круглых иконки. Обе датируются второй половиной ХIХ – началом ХХ вв. В 1894-1898 гг. Алексей Алексеевич Ухтомский учился в Московской духовной академии в Сергиевом Посаде. Его тетя-воспитательница А.Н.Ухтомская подолгу жила вместе с ним в гостинице и на съемной квартире.
Первая икона называется «Св. преподобный Сергий Радонежский перед гробом родителей». Материалы – дерево, бумага, бархат. Техника – резьба. Икона круглая, с рельефной и ажурной резьбой. В левой части композиции изображен в рост преподобный Сергий в 3/4 повороте влево со склоненной головой, прижимающим руки к груди. Он в мантии и параманте. Сергий стоит на подставке из двух ступенек, за его правым плечом видна колонна с капителью, выполненная контурной резьбой. В правой части изображено ложе с возлежащими на нем родителями Сергия; ложе накрыто покрывалом с бахромой внизу, тела родителей также накрыты покрывалом, орнаментированным четырехлепестковыми цветами. Над ними колонна с капителью и каннелюрами на прорезном фоне, проложенном синей бумагой. Одежды трактованы глубокими резкими складками. Рамка иконы орнаментирована насечкой. Оборот иконы заклеен бархатом (в настоящее время темно-розового цвета), к нему прикреплена записка: "Образъ Родителей Преподобнаго Сергiя изъ Хатькова монастыря где почивают мощи их Св. Кирила и Марiи и перед мощами предстоитъ Св. Пр. Сергiй-Радонежский чудотворецъ".
Вторая икона двусторонняя. Один ее сюжет повторяет вышеописанный (но изображение несколько иное), а второй называется «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому». Материалы – дерево, стекло. Техника – резьба. Под одной оправой объединены две иконы, выполненные рельефной и ажурной резьбой из разных досок. Икона "Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому": в центре композиции фигура Богоматери в рост в 3/4 поворота влево, левая рука поднята в благословляющем жесте, правая согнута в локте и обращена к святому; в левой части композиции поколенные изображения святых апостолов Петра и Иоанна; справа коленопреклоненная фигура преподобного Сергия с поднятой левой рукой, лицо обращено к Богоматери; за плечом Сергия намечена силуэтом фигура келейника Михея; над Сергием и Михеем - ступенчатый свод. Икона "Св. преп. Сергий Радонежский у гроба родителей": в левой части композиции изображен в рост в 3/4 поворота влево преп. Сергий с приподнятой правой рукой; он в мантии и параманте; в правой части - ложе с телами родителей святого в монашеских одеяниях, они покрыты покрывалом, орнаментированным крупными цветами; резной орнамент по рамке - линии и мелкие полукружия. Разделка одежд на обеих иконах глубокими резкими складками. Иконки оправлены в деревянный ободок со стеклами (сохранилось лишь одно - со стороны иконы "Св. преп. Сергий у гроба родителей").
От Анны Владимировны Берзиной и ее дочери Галины Георгиевны Харченко в 1962 и 1990 гг. поступили еще две иконы «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Всех Скорбящих Радость», возможно, происходящие из дома А.Н.Ухтомской, но из-за плохой сохранности и сплошной профессиональной заклейки они имеют совершенно неэкспозиционный вид.
подробнее кратко
Спас Вседержитель
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
Икона "Св. преподобный Сергий Радонежский перед гробом родителей"
Икона "Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» и "Св. преп. Сергий Радонежский у гроба родителей"