Якурнов Иван Федотович
Якурнов Иван Федотович - командир эскадрильи 92-го гвардейского Каменец-Подольского штурмового авиационного полка 4-й штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант. Родился 7 ноября 1912 года в деревне Емольщики Кировской области. В 1929 году, закончив 4 класса, Иван пошел на заработки. Работал плотником на Урале, чернорабочим на Ижорском заводе, грузчиком в Ленинградском порту, вечерами учился на рабфаке. Но заветная мечта Якурнова была - стать летчиком. Она и привела комсомольца в планерный кружок. Затем - планерная школа Осоавиахима, аэроклуб, Ульяновская школа инструкторов-летчиков. Три года молодой инструктор обучал летному делу рыбинскую и ярославскую молодежь. Когда началась Великая Отечественная война, он немедленно отправился в военкомат записываться добровольцев, ему отказали, посоветовав продолжать «ковать» такие нужные лётные кадры для авиационных военных училищ. В 1942 году все аэроклубы были «военизированы», и Якурнов был призван в армию, получил звание младшего лейтенанта, но всё также продолжал оставаться лётчиком-инструктором. Полтора военных года он отдал этому нелёгкому делу. В январе 1943 года, наконец, его очередной рапорт был удовлетворён, и младший лейтенант Якурнов был направлен в запасной авиационный полк Воронежского фронта для овладения боевой машиной – штурмовиком Ил-2. И только в июне 1943 года, накануне начала Курской битвы, он с пополнением прибыл в состав действующего штурмового авиаполка Воронежского фронта. Свой первый боевой вылет Якурнов совершил 3 августа 1943 года на штурмовку вражеских войск, оборонявших Белгород.За месяц боевой работы по освобождению Белгородской и Сумской областей он уничтожил столько живой силы и техники противника, что в конце августа он уже был награждён первым боевым орденом Красного Знамени. В январе 1943 года в составе гвардейской штурмовой авиационной дивизии Иван Якурнов прибыл на Калининский фронт. С Калининского фронта летчика перевели на Степной, Воронежский, 1-й Украинский. В сентябре Якурнов стал лейтенантом, и ему доверили командование звеном. Своё звено он водил на штурмовку противника, контратакующего наши войска на Букринском плацдарме, уничтожая его в районах Григоровки, Великого Букрина, Куриловки, Шандры. А в ноябре звено Якурнова штурмовало позиции врага на окраинах Киева. На следующий день после освобождения столицы Украины, лейтенант Якурнов был удостоен второго ордена Красного Знамени. К концу ноября 1943 года он выполнил уже 58 боевых вылетов. В декабре 1943 года в Житомирско-Бердичевской и в последовавшей следом Проскуровско-Черновицкой операциях старший лейтенант Якурнов участвовал уже в качестве командира эскадрильи. Он лично и его подчинённые внесли большой вклад в разгром фашистов на этих направлениях, за что авиаполк получил гвардейское знамя и стал 92-м гвардейским Каменец-Подольским штурмовым авиаполком. Сам командир за свою боевую работу в этот период был награждён 2-я орденами – Отечественной войны 2-й степени и Александра Невского. Вот ряд эпизодов из его послужного списка. За полгода боевых действий эскадрилья уничтожила 397 фашистских автомашин, 32 танка, 8 орудий, 7 паровозов, 153 вагона, 5 складов, 2 самолета, подавила 3 артиллерийские батареи. Тон задавал сам командир. За 109 боевых вылетов уничтожил 15 танков, 103 автомашины, 2 эшелона, 4 склада с боеприпасами, 5 орудий. 21 раз Иван Якурнов летал на "свободную охоту". Много боевых дел на счету летчика: тут и штурмовка станции Мироновка, где Якурнов разрушил большой участок железнодорожного пути, уничтожил фашистский эшелон с горючим; и разгром двух фашистских воинских эшелонов под Белой Церковью; и ночной полет на станцию Деражня, во время которого пилот взорвал два состава с боеприпасами. 11 марта 1944 года Якурнов обнаружил на дороге Немиров – Винница сплошную автоколонну с живой силой и грузами, численностью до 2000 единиц. Произведя 8 атак по автоколонне, он лично уничтожил 10 автомашин противника. 28 марта 1944 года, командуя группой из 8 Ил-2, Якурнов атаковал прорвавшиеся танки в районе города Броды, в результате чего лично уничтожил 4 танка и 3 автомашины. 3 апреля 1944 года с четвёркой штурмовиков атаковал штабы немецкой танковой дивизии и её подразделений в населённом пункте Борщув, уничтожив до 10 автомашин. 5 апреля 1944 года, командуя группой в 6 Ил-2, атаковал вражеские танки, двигавшиеся по дороге Бережаны – Подгайцы, в результате чего лично уничтожил 4 танка и 4 автомашины. При выходе из боя группа была атакована большим количеством истребителей противника. Штурмовик Якурнова был повреждён, а воздушный стрелок тяжело ранен. В этом бою Якурнов не только ушёл от врага, но и пушечно-пулемётным огнём сбил один Ме-109Всего в период с ноября 1943 года по начало июня 1944 года гвардии старший лейтенант Якурнов совершил 51 боевой вылет. А с учётом предыдущего количества число вылетов стало 109, за что вышестоящим командованием он был представлен к званию Героя Советского Союза. Летом 1944 года, накануне начала Львовско-Сандомирской операции, гвардии старший лейтенант Якурнов участвовал в боевых вылетах по нарушению железнодорожных перевозок в тылу врага на Львовском направлении, а в июле-сентябре – в штурмовках гитлеровских войск, яростно контратакующих наши рубежи обороны за Вислой на завоёванном плацдарме в районе польского города Сандомир. Здесь самолёт комэска однажды был подбит, и лётчику с трудом удалось дотянуть до своего аэродрома. За бои на Сандомирском плацдарме Якурнов был награждён третьим орденом Красного Знамени. В операциях 1945 года гвардии капитан, а затем и гвардии майор Якурнов участвовал уже в должности заместителя командира полка по технике пилотирования, которая вместе со штурманской подготовкой у него была просто отличной. Он летал в любых метеоусловиях и ни разу не потерял ориентировки в полёте. Штурмовики полка поддерживали наступление корпусов 3-й гвардейской танковой армии на польский город Ченстохов, их бои в обеих Силезских операциях. Якурнов лично водил большие группы самолётов на штурмовку засевшего в Бреслау и не желавшего капитулировать окружённого противника, а также на поддержку действий наземных войск на одерских плацдармах в районе этого города. В апреле 1945 года Якурнов участвовал в прорыве обороны противника на реке Нейсе и в штурмовках окружённой вражеской группировки севернее города Котбус. Последним аккордом победоносного наступления советских войск был рывок подвижных соединений 1-го Украинского фронта на Прагу, в котором принимал участие и заместитель командира авиаполка гвардии майор Якурнов. За отличия в боях на завершающем этапе войны он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В столице Чехии Якурнов и встретил День Победы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года командиру эскадрильи 92 гвардейского штурмового авиационного Каменец-Подольского полка гвардии старшему лейтенанту Ивану Федотовичу Якурнову было присвоено звание Героя Советского Союза. Далее Иван Якурнов участвовал в боях по освобождению Румынии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Австрии. 174 боевых вылета совершил за войну Иван Якурнов. За время службы пилот налетал свыше 2-х миллионов километров, провел в воздухе более 7000 часов (год непрерывного полета!). За безаварийную работу и налет 1 миллиона километров летчик награжден орденом "Знак Почета". Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, медалями. В 1946 году гвардии майор Якурнов демобилизовался. Жил в Ульяновске. Работал летчиком-инструктором, диспетчером службы движения Ульяновской школы высшей летной подготовки Гражданского воздушного флота. Последнее место работы Ивана Федотовича Якурнова было не менее увлекательным. Это - Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, расположенный в районе аэродрома Ульяновск (Баратаевка), который был образован в соответствии с приказом Министра гражданской авиации СССР Б.П.Бугаева от 01.06.1983 № 97. Якурнов стал одним из первых музейных работников. Он немало вложил труда и сил в отыскании экспонатов для музея. Каждый экспонат уникален по-своему. Это и АНТ-4 - первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (сейчас он является памятником науки и техники), и первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, и самый большой вертолёт в России Ми-6, и полярный самолёт Ил-14. Есть и такие раритетные машины (к примеру, самолёт Ту-116), сделанный специально по заказу советского правительства для Никиты Хрущёва. Было изготовлено всего 2 экземпляра, «хрущёвский» находится в Ульяновске. Ещё один интересный экземпляр – самолет Ту-134 - тот самый, на котором выполнялись трюки для фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Умер Иван Якурнов 30 июля 2000 года. Похоронен в Ульяновске. На территории Ульяновского высшего авиационного училища Гражданской авиации установлен памятный знак И.Ф.Якурнову.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года командиру эскадрильи 92 гвардейского штурмового авиационного Каменец-Подольского полка гвардии старшему лейтенанту Ивану Федотовичу Якурнову было присвоено звание Героя Советского Союза. Далее Иван Якурнов участвовал в боях по освобождению Румынии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Австрии. 174 боевых вылета совершил за войну Иван Якурнов. За время службы пилот налетал свыше 2-х миллионов километров, провел в воздухе более 7000 часов (год непрерывного полета!). За безаварийную работу и налет 1 миллиона километров летчик награжден орденом "Знак Почета". Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, медалями. В 1946 году гвардии майор Якурнов демобилизовался. Жил в Ульяновске. Работал летчиком-инструктором, диспетчером службы движения Ульяновской школы высшей летной подготовки Гражданского воздушного флота. Последнее место работы Ивана Федотовича Якурнова было не менее увлекательным. Это - Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, расположенный в районе аэродрома Ульяновск (Баратаевка), который был образован в соответствии с приказом Министра гражданской авиации СССР Б.П.Бугаева от 01.06.1983 № 97. Якурнов стал одним из первых музейных работников. Он немало вложил труда и сил в отыскании экспонатов для музея. Каждый экспонат уникален по-своему. Это и АНТ-4 - первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (сейчас он является памятником науки и техники), и первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, и самый большой вертолёт в России Ми-6, и полярный самолёт Ил-14. Есть и такие раритетные машины (к примеру, самолёт Ту-116), сделанный специально по заказу советского правительства для Никиты Хрущёва. Было изготовлено всего 2 экземпляра, «хрущёвский» находится в Ульяновске. Ещё один интересный экземпляр – самолет Ту-134 - тот самый, на котором выполнялись трюки для фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Умер Иван Якурнов 30 июля 2000 года. Похоронен в Ульяновске. На территории Ульяновского высшего авиационного училища Гражданской авиации установлен памятный знак И.Ф.Якурнову.