Трудовая доблесть Рыбинска

В этом разделе собраны памятники, посвященные трудовым достижениям Рыбинска в советский период.
подробнее кратко
Катер – технический памятник (образец военной техники) Адрес: г. Рыбинск, ул. Зои Космодемьянской. Время создания: 1980 год. Автор: Исторические сведения: Катер установлен в год 50-летия судостроительного завода (ныне ОАО «Судостроительный завод «Вымпел») в честь боевых и трудовых подвигов судостроителей. Характеристика объекта: На постаменте установлен сторожевой катер типа «А» образца 1941-1945 годов. Технические характеристики: водоизмещение 7.97 т.; размеры: 15.6 х 3 х 0.6м.; двигатель внутреннего сгорания - 63 л.с.; скорость 8/6 узлов; вооружение: 2 пулемёта калибром 12.7мм и 7.62мм. Катер установлен на бетонном постаменте, стилизованном под киль корабля. На лицевой стороне постамента установлена мемориальная доска. Размер: 520мм х 380мм. Материал: мрамор. Текст: «Монумент установлен в год 50-летия завода в 1980 г. в честь боевых и трудовых подвигов судостроителей». Памятный знак установлен в парковой зоне напротив ДК «Вымпел», в центре прямоугольного газона. По периметру газона – ограждение из металлических столбиков и цепей.
Памятник первому дорожному катку Адрес: г. Рыбинск, ул. Труда. Время создания: 1981 год. Авторы: Исторические сведения: Каток установлен ко дню 50-летия выпуска первого отечественного катка и воспроизводит собой точный облик мотокатка образца 1931 года. «Огромный энтузиазм в коллективе Рыбинского завода дорожных машин вызвала идея – на 50-летие выпуска первого отечественного мотокатка восстановить в металле точный облик той давнишней машины. За работу принялись все: конструкторский отдел срочно выдавал чертежи, отдел технолога разрабатывал технологии, рабочие считали за честь, если именно им поручали изготовление деталей. Директор начинал оперативки с вопроса по созданию этого уникального катка. В честь юбилея был объявлен общественный смотр-конкурс на лучшую постановку работы, достижение наиболее высоких технико-экономических показателей. Лучших результатов в смотре добились коллективы кузнечного цеха, ремонтно-механического, отдела главного металлурга, участки, возглавляемые М.М. Шмаренко, Ю.Д. Кротовым и В.А. Беловым, бригады кузнецов Н.И. Шведова и сборщиков-сварщиков вальцов М.П. Малкова. Победителей ждали памятные свидетельства и ценные подарки. И вот наступил этот долгожданный день – 3 июля 1981 года. Казалось, вновь из ворот завода вышел нестареющий первый каток, чтобы навечно застыть на площади перед родными корпусами на почетном пьедестале. Все заводчане вновь переживали май 1931 года. Главным событием 1931 года для работников рыбинского завода «Транстрой» стал выпуск первых отечественных катков. 1 мая первый советский моторный каток своим ходом прошел в колонне демонстрантов по праздничным улицам Рыбинска. На первом катке была запечатлена надпись: «Подарок к 1 Мая 1931 г.». • Характеристика объекта: На бетонном постаменте установлен дорожный каток. С трёх сторон постамента информационные доски размером: 800мм х 1200мм каждая. Материал: пластик. Тексты досок: «Слава создателям отечественных моторных катков», «1931. Первый отечественный моторный каток», «Сооружён коллективом рыбинского завода дорожных машин на средства, заработанные в день субботника 21 марта 1981 года». Памятник расположен на площади перед проходными ЗАО «Раскат» в центре круглой цветочной клубы, огороженной бордюрным камнем.
Самолёт Ту-104А – технический памятник Адрес: г. Рыбинск, ул. Моторостроителей. Время создания: 1983 - 1984 гг. Характеристика объекта: Постаментом для самолёта служит сооружение в виде параллелограмма. Стены постамента сооружения облицованы декоративной плиткой. С внутренней части на площадку к самолёту ведёт широкая бетонная лестница. Вдоль боковых фасадов устроены бетонные лестницы. Памятник установлен в пешеходной зоне жилого микрорайона. Верхняя и нижняя площадки вымощены бетонной плиткой. Исторические сведения: Самолеты Ту-104 бороздили просторы воздушного океана с 1956 по 1980. В 1958г. на Всемирной выставке в Брюсселе самолету Ту-104 была присуждена золотая медаль. На специальном самолете Ту-104 моделировались условия несовместимости для летчиков из первого отряда космонавтов. На самолете Т-104 было установлено 26 мировых рекордов. Памятник установлен в честь рыбинских моторостроителей, за их огромный вклад в развитие гражданской авиации. Схема установки самолёта разработана рыбинским инженером М.А. Портером.
Скульптурная композиция «Покорителям космоса» Адрес: г. Рыбинск, набережная Космонавтов (микрорайон Волжский). Время создания: 1966 год. Авторы: Характеристика и описание объекта: Постамент бетонный, состоит их 2-х объемов: нижний – кубический 1,0м х 1,0м х 1,0м; верхний - прямоугольный, высотой 1,5м. На постаменте установлены две фигуры: мужчины и женщины. Их высота – 2,5м. За фигурами – символическая ракета. Ее высота – 3,0м. Все фигуры выполнены из металла. На постаменте надпись «Слава советским космонавтам». Памятник установлен на смотровой площадке набережной Космонавтов. Площадка заасфальтирована. Со стороны Волги выполнено металлическое ограждение. Исторические сведения: Скромный памятник космонавтам выполнен по инициативе бывшего директора Волжского машиностроительного завода, Почётного гражданина города Рыбинска А.А. Герасимова. После приезда в Рыбинск девятого советского космонавта (тринадцатого в мире) Б.Б. Егорова для проведения испытаний гермокамеры космического звездолета с оранжереей на борту. Первый космический врач Борис Егоров высоко оценил вклад мастеров завода среднего машиностроения в создание уникальной космической лаборатории.
Памятник «Эра космоса» Адрес: г. Рыбинск, пр. Ленина (парковая зона ОАО «ОДК «Сатурн»). Время создания: 1978 год. Авторы: скульптор Б.Н. Постников. Исторические сведения: Характеристика объекта: памятник установлен на круглом бетонном постаменте. Памятник представляет собой три перекрещивающихся орбиты, установленных на кольце, в завершении которых находится земной шар. На нём установлена скульптура женщины, летящей по орбите в космос и держащей на вытянутой руке космический спутник. На кольце надпись «Эра космоса». Материал: бронза. Памятник установлен в парковой зоне предприятия, на газоне. Площадки и дорожки пешеходной зоны вымощены тротуарной плиткой. Памятник из бронзы, представляет собой три перекрещивающихся орбиты, расположенные на кольце, у вершины которых находится земной шар. Шар венчает скульптура женщины, олицетворяющей Валентину Терешкову, летящей по орбите, держащей на вытянутой руке космический спутник. Постамент украшает надпись «Эра космоса».
Стела в честь 60-летия ВЛКСМ Адрес: г. Рыбинск, Комсомольская площадь. Время сооружения: 1979 год. Авторы: скульптор Ю.М. Львов; художники А.М. Жданов, Н.И. Исакова, В.Я. Горюнов; архитектор В.В. Богородицкий. Барельефы композиции изготовлены в литейном цехе завода полиграфических машин. Характеристика объекта: 12-метровый пилон выполнен из армированного бетона. В верхней части пилона скомпонованы 5 барельефов, изображающих на фоне развивающегося знамени представителей разных комсомольских поколений – будённовца, стахановку, воина-фронтовика, первоцелинника и космонавта. Под барельефом космонавта – аббревиатура «ВЛКСМ». Композиция расположена на площади перед ДК «Полиграфмаш», в центре цветочной клумбы, которая огорожена бордюрным камнем. Исторические сведения: Первый союз рабочей молодежи в Ярославской губернии возник в г. Рыбинске. В марте 1918г. по инициативе молодых рабочих вагоностроительного завода «Феникс» (впоследствии завод полиграфических машин) был организован союз рабочей молодежи «III Интернационал» в составе 12 человек, среди них П. Расторгуев, Н. Марков, Б. Тарасевич. Количество членов организации быстро росло. Вскоре такая же группа была создана в Главных железнодорожных мастерских. В нее вступили Иван Александров, Григорий Лалин, Сергей Гуськов, Яков Черепанов. Вскоре произошло объединение обеих групп, и союз рабочей молодежи «III Интернационал» фактически стал представлять пролетарскую молодежь города Рыбинска. Организация установила связь с Московским союзом рабочей молодежи, распространяла его печатный орган журнал «Интернационал молодежи». В мае 1918г. организация приняла устав Московского союза молодежи. 1 июня 1918г. был создан комитет организации во главе с Павлом Расторгуевым. Своей целью члены союза ставили сплочение пролетарской и крестьянской молодежи, воспитание ее в практическом деле - в борьбе за упрочение советской власти. Становление комсомола шло в жесточайшей классовой борьбе. Рыбинские комсомольцы вместе со старшими товарищами в 1918г. принимали участие в подавлении белогвардейских мятежей в Ярославле, в городах и районах области. В 1918г. союз насчитывал в своих рядах 120 человек. В годы Гражданской войны 1918-1921гг. комсомольцы откликнулись на призыв партии коммунистов и провели не одну мобилизацию на Восточный, Южный фронт. На фронт ушли добровольцами И. Александров, С. Гуськов, М. Горностаев, Ф. Харитонов, Н. Марков, Г. Лалин. Геройски погибли в боях за Уральск секретарь Рыбинского УКома комсомола Н. Куликов, Н. Веселов, Н. Миронов. Союз рабочей молодежи проводил большую культурно-просветительную работу, опираясь на помощь пролеткульта. В октябре 1918г. было организовано Рыбинское отделение пролеткульта. Активисты пролеткульта: Л. Писаревский, М. Удалеев, Т. Холмовская. После гражданской войны по всей стране ширилось комсомольское движение. В июне 1920г. в рыбинской городской организации было 27 ячеек РКСМ, объединенных в 4 районных коллектива, в них состояло 900 комсомольцев. Рыбинские комсомольцы откликнулись на призыв партии взять шефство комсомола над флотом в 1922г., тогда по комсомольским путевкам на флот ушли служить Н. Мазин, И. Колышкин. 91 Большую работу проводили комсомольцы по организации пионерского движения, они становились руководителями пионерских отрядов, первыми наставниками пионеров: П. Богданов, В. Федулова, К. Копылов, Н. Романов и др. Яркими страницами в историю комсомольской организации вошли годы индустриализации и коллективизации. В 1930-е годы молодежь овладевала техникой, постигала заводские профессии. Из воспитанников Рыбинского авиационного института вышли партийные и государственные деятели. В 1936г. его выпускником был Андрей Павлович Кириленко (член Политбюро ЦК КПСС). Выпускником Рыбинского речного училища был Юрий Владимирович Андропов. Рыбинские комсомольцы завода полиграфических машин приняли участие в выпуске первой советской печатной машины «Пионер», первого дорожного катка на заводе дорожных машин. На стройках первых пятилеток трудились и наши комсомольцы. Большую помощь комсомольцы оказывали в ликвидации неграмотности среди населения района. Среди активистов этого движения был и Алексей Сурков, будущий известный поэт. В годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг. тысячи рыбинских комсомольцев сражались на фронтах войны, куда ушли в составе 234-й, 246-й и 291-й стрелковых дивизий, сформированных в городе. Комсомольцы, оставшиеся в тылу, объединялись во фронтовые бригады, своим самоотверженным трудом приближали победу. В послевоенное время комсомол помогал городу по благоустройству. Принимали участие в закладке сквера на Набережной, делали посадки деревьев на новых улицах. В 1954г. когда пленум ЦК КПСС принял постановление об освоении целинных земель, комсомол включился в работу по освоению целины. По комсомольским путевкам уехали на земли Урала, Алтая, Казахстана около 500 юношей и девушек г. Рыбинска. В 1970-е - 1980-е годы большой вклад внесли комсомольцы в промышленное строительство. Активизировалось движение молодежи «Пятилетке - ударный труд, мастерство и поиск молодых», продолжились традиции ударничества первых пятилеток в организации конкурсов на звание «Лучший по профессии», «Мастер золотые руки». На важнейших стройках пятилетки работали студенты учебных заведений Рыбинска. Наиболее активные студенческие отряды были организованы в РАТИ. Рыбинские комсомольцы на всех этапах исторического развития нашего государства внесли свой вклад в деятельность Всесоюзной комсомольской организации. В 1990-е годы комсомольская организация города влилась в ряды Рыбинского отделения КПРФ. В преддверии знаменательного юбилея 60-летия Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ) решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 26 октября 1978 года № 536 площади в Пролетарском районе по ул. Куйбышева перед Дворцом культуры полиграфических машин присвоено наименование – Комсомольская. Монументальная композиция в честь героического пути Ленинского комсомола была заложена в 1978 году по инициативе молодёжи завода полиграфических машин в дни празднования 60-летия комсомола.
Стела «Орден Трудового Красного Знамени» 1 июля 1977 года город Рыбинск был награжден орденом Трудового Красного Знамени за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с 200-летием со дня основания.
«Ракета» – технический памятник «Ракета» расположена в микрорайоне «Военная база» в Мариевке. В годы Великой Отечественной войны здесь располагалась артиллерийская база, выпускавшая снаряды.
Памятник «Автобус» В Рыбинске такого памятника нет. В 1990-е годы на Волжском машиностроительном заводе выпускали автобусы.
Памятник «Троллейбус» Такого памятника в Рыбинске нет. Первые троллейбусы в Рыбинске появились в 1976 году. В 1971 году институт «Гипрокоммундортранс» по просьбе исполкома Рыбинского горсовета составил справку о перспективах развития городского транспорта в Рыбинске, указав, решение о строительстве в Рыбинске троллейбусного транспорта целесообразным. В декабре 1976 года работы по строительству первой очереди троллейбусной линии были завершены. Наряду со строителями СУ №3 треста №16, сдавших в эксплуатацию троллейбусное депо, в сооружении электротранспорта в Рыбинске принимали участие и другие коллективы промышленных предприятий города. Заводами гидромеханизации, приборостроения, полиграфических машин, объединением моторостроения, судостроительным объединением «Вымпел» были проведены строительные и монтажные работы по четырем тяговым подстанциям, выполнены определенные работы по приобретению и изготовлению опор и нестандартного оборудования. Рыбинским участком «Центроэлектромонтаж» поставлено 318 опор из 482 на трассе будущего движения троллейбуса на сумму 80 тысяч рублей. Спецдоруправлением проведена большая работа по благоустройству улиц и территории депо. Была создана дирекция троллейбусного управления, занимающейся подбором кадров водителей и эксплуатационников. Перед пуском троллейбусного движения по городу рабочая комиссия провела проверку троллейбусного депо, тяговых подстанций и контактных линий. Группа специалистов-наладчиков их Москвы произвела расконсервацию троллейбусов. Каждая машина прошла обкатку. Всего на линии после начала эксплуатации должно было быть задействовано 13 троллейбусов. Молодым водителям-стажерам помогали овладеть мастерством вождения инструкторы-наставники из других городов: Омска, Кургана, Архангельска, Тольятти. Стажировку проходили в Костроме и Ярославле. 14 декабря 1976 года состоялось торжественное открытие первой очереди троллейбусного сообщения. У Дворца спорта «Метеор» была установлена трибуна, проезжая часть проспекта была перекрыта красной ленточкой. На трибуне собрались руководители города. Вот как освещалось это событие в то время на страницах газеты «Рыбинская правда»: «Председатель горисполкома А.П. Уров подходит к водителям троллейбусов, построившимся около трибуны, и вручает им символические путевые листы. В добрый путь, товарищи! Наступает самый волнующий момент торжества – секретарь Рыбинского горкома КПСС И.А. Зараменский разрезает алую ленту, перекрывавшую проспект Серова. Участники стройки, почетные гости приглашаются занять места в троллейбусах, что выстроились по обеим сторонам магистрали… Рыбинцы садятся в новенькие машины. Этим первым рейсом в городе открывается регулярное троллейбусное движение. Все провожают сверкающие машины счастливыми взглядами. Зеленой улицы тебе, троллейбус!» Первый рейс был до Пионерского (Преображенского) переулка и обратно, всех катали бесплатно. Стоимость поездки составляла 5 копеек для всех.