Музыкально-литературно-драматический кружок

В 1899 году в Рыбинске появился музыкально-литературно-драматический кружок. Одним из организаторов, меценатов и главным вдохновителем этого самодеятельного объединения местной интеллигенции был Константин Андреевич Никитин. В кружке было три отдела: музыкальный, литературных и научных чтений и драматический. В уставе организации прописывалось, что она «устраивает музыкальные (вокальные и инструментальные) вечера, спектакли, концерты, литературные и научные чтения, туманные картины, танцевальные вечера и открывает библиотеку».
Подробности о деятельности кружка известны нам из воспоминаний Александра Леоновича Авербаха, представителя известной в городе купеческой фамилии. Его записи хранятся в фондах Рыбинского музея-заповедника.
В кружке ставились любительские спектакли, шли такие пьесы как: «Листья шелестят», «Весенний поток», «Иван Мироныч». Главные роли исполняла жена Константина Андреевича – Настасья Никаноровна, в постановках участвовали и другие актеры-любители: жена армейского офицера Семенова, управляющий типографии Никитина - Александр Яковлевич Богданов, судья окружного суда Алексеев (ставший впоследствии профессиональным актером провинциальных театров) и его супруга, наборщик типографии – Павел Платонов (будущий актер Рыбинского драматического театра), железнодорожная служащая Олешкович, игравшая роли драматических старух. Спектакли игрались в помещении коммерческого клуба. Зал был небольшой, сцена устраивалась очень примитивно, для каждого спектакля отдельно. Проводились также и любительские концерты, для чего был создан симфонический оркестр, в него вошли музыканты вольно-пожарного общества и оркестра железнодорожников (духовые инструменты), а также музыканты-любители из представителей местной интеллигенции, на роль дирижера оркестра был приглашен местный помещик Борис Матвеевич Азанчеевский-Азанчеев. 1-2 раза в месяц устраивались также семейно-танцевальные вечера и балы-маскарады.
В сезон 1908-1909 года по инициативе Константина Андреевича Никитина было решено заняться антрепренерской деятельностью, снять в аренду зимний театр и держать там профессиональную труппу. Кружок обратился с ходатайством в Городскую управу, причем заявление было подано под девизом: «Не останавливаться перед материальными жертвами для превращения Рыбинского театра в художественную школу жизни». Городские власти неохотно пошли на это предложение, считая это забавой купца Никитина, и поставили ряд условий. Договорились, что кружок должен будет предоставлять 200 бесплатных мест на утренние спектакли ученикам учебных заведений и по пятницам давать спектакли по удешевленным ценам. Кроме того, вместо военного оркестра в антрактах должен играть собственный оркестр. Со своей стороны, управа обязалась заменить устаревшую мебель зрительного зала новой, специальной театральной с подъемными сидениями, также заменить занавес, сделав его раздвижным по примеру МХАТА, а также сделать закрытую рампу с тем, чтобы улучшить освещение сцены и скрыть суфлерскую будку.
Имея материальные возможности, К.А. Никитин сумел привлечь в город хороших музыкантов, в его оркестре играли скрипачи С.С. Радзицкий и А.А. Гран, пианист Мирон Левин, виолончелист Семенов. Меняется и уровень театральных постановок.
В первый сезон в Москве была набрана труппа, в состав которой вошли в том числе неизвестный провинциальный актер Михаил Тарханов. Тарханов стал излюбленным артистом рыбинской публики, в особенности молодежи, и Никитин, не дожидаясь окончания сезона, предложил ему на следующий сезон пост главного режиссера. В 1909 году Тарханов с Никитиным набирают в Москве сильную труппу. Сезон открывался пьесой Жуковской «Хаос», затем играли Чехова: «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и «Три сестры» с Тархановым в небольшой, но очень выразительно сыгранной роли Ферапонта. Вот так, благодаря купцу Константину Никитину, в рыбинском театре начиналась блестящая карьера актера Михаила Михайловича Тарханова, в будущем – знаменитого актера театра и кино, прославившегося, как и его старший брат – Иван Москвин, ролями, сыгранными на сцене Московского Художественного театра.
В театральный сезон 1910-1911 года главным режиссером был Николай Федосеевич Костромской, впоследствии один из лучших актеров Малого Театра в Москве. В тот год шли спектакли по пьесам Леонида Андреева («Гаудеамус») и Шекспира («Сон в летнюю ночь» и «Гамлет»), а также Крылова («Девичий переполох») и Мейера-Ферстера («Старый Гейдельберг»). На следующий год главным режиссером была М.П. Кундасова – «чрезвычайно образованная, талантливая актриса, исполнявшая роли драматических старух».
В годы Первой мировой войны члены кружка устраивали благотворительные концерты и вечера для сбора средств в помощь армии.
Кружок просуществовал в городе до 1918 года. Под его эгидой и при деятельном участии К.А. Никитина в Рыбинске появился и первый «советский театр».
подробнее кратко
Сигсон А.А. Члены Рыбинского музыкально-литературно-драматического кружка
Музыкально-литературно-драматический кружок
Члены музыкально-литературно-драматического кружка в Рыбинске
Члены правления и труппа музыкально-литературно-драматического кружка
Актерская труппа драмтеатра
Программа симфонического концерта
Репертуар театральных спектаклей Рыбинского музыкально-литературно-драматического кружка
Репертуар театральных спектаклей Рыбинского музыкально-литературно-драматического кружка. С 26 декабря 1910 по 7 января 1911 гг. Разворот
Репертуар театральных спектаклей Рыбинского музыкально-литературно-драматического кружка. С 26 декабря 1910 по 7 января 1911 гг. Оборотная сторона
Репертуар Рыбинского муз-литер-драматического кружка с 26 декабря 1911 по 6 января 1912 г.
Репертуар Рыбинского муз-литер-драматического кружка с 26 декабря 1911 по 6 января 1912 г. Разворот
Репертуар Рыбинского муз-литер-драматического кружка с 26 декабря 1911 по 6 января 1912 г. Оборотная сторона
Программа к спектаклю "Пожар Москвы (1812г.)", поставленному Рыбинским музыкально-литературно-драматическим кружком
Афиша Рыбинского музыкально-литературно-драматического кружка.
Афиша музыкально-литературного вечера Рыбинского литературно-драматического кружка.