Классицизм и дворянские усадьбы Рыбинского края
Предметы старины и искусства местной знати Михалковых, Мусиных-Пушкиных, Лихачевых в собрании Рыбинского музея представляют собой осколки некогда цельных ансамблей усадебного быта пушкинской эпохи - золотого века русского классицизма. В загородном имении дворяне обустраивали свой образцовый, самозамкнутый мир, свое «государство» в государстве.
В акварелях И.М. Степанова запечатлена уютная обстановка покоев барского дома в Петровском. В собрании музея ныне хранятся горка, диван, кресло, консоль, полукруглый столик, тумбы из имения Михалковых. Мебель строгих и лапидарных форм, фанерована красным деревом, порой изготовлена из древесины ценных тропических пород, с бронзовыми вставками. Конструкция консоли напоминает архитектурное сооружение, а круглый стол Мусиных-Пушкиных с ножками, подобными каннелированным колоннам, украшен рельефными венками, гирляндами и пальметтами.
Из описи Петровского 1867 г. известно, что в большой гостиной стояли мраморные бюсты Вольтера и Ж.Ж. Руссо. Бронзовая с позолотой статуэтка Вольтера на облицованном малахитом постаменте, вероятно, была изготовлена в Европе и в соответствии со вкусами просвещенного сословия находилась в усадьбе. У местного дворянства бытовали и всевозможные осветительные приборы. В духе любви классицизма к античной мифологии подсвечники и канделябры украшены фигурами путти, крылатых богинь победы и нимф; ваза-ароматница – химерами и грифонами. Деловые кабинеты владельцев имений были щедро снабжены диковинными вещицами, привезенными из Парижа: парными пресс-папье в виде скульптурных живо и по-разному лежащих левреток, бронзовой статуэткой экзотического носорога, экраном-мираклем, расписные стекла которого оживали в картинках при свете камина. Дополняло атмосферу рукоделие обитательниц усадеб - вышитые бисером на память иконки, кошельки, игольницы.
Со стен усадебных покоев на их владельцев когда-то смотрели разные поколения семьи, и их родословие выглядело «раскидистым деревом» в лицах-портретах по-домашнему камерных и доверительных. В Петровском среди фамильной галереи портретов хранились миниатюрные акварельные профили двух юношей – на первый взгляд похожих, как близнецы, лишь горбинка и вьющиеся локоны отличают одного от другого. Сейчас доказано, что это сыновья Сергея Владимировича Михалкова – Владимир и Василий в студенческих мундирах Дерптского университета.
В усадьбах соседствовали и образы кисти доморощенных живописцев, и произведения художников первой величины. Так, гравированный в изящной технике пунктира портрет графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, выполнен в 1812 году в Москве известным гравером Алексеем Агапиевичем Осиповым, сотрудничавшим с выдающимся русским типографом и издателем Платоном Петровичем Бекетовым. Точеный профиль открывателя «Слова о полку Игореве» напоминает античную камею, но при этом художнику удалось передать состояние задумчивой сосредоточенности, в которую погружен 68-летний археограф.
В воздушной акварели кисти Владимира Ивановича Гау – последователя великого акварелиста Петра Федоровича Соколова – Любовь Александровна Мусина-Пушкина уподоблена нежной розе. В облике неизвестной девушки с кудрями «а-ля антик», в полупрозрачном облегающем платье с высокой талией, подчеркнутой цветным поясом, проявилась особая элегантность моды классицизма. Портрет этот высочайшего уровня письма, возможно, принадлежит мастеру круга Владимира Лукича Боровиковского.
В акварелях И.М. Степанова запечатлена уютная обстановка покоев барского дома в Петровском. В собрании музея ныне хранятся горка, диван, кресло, консоль, полукруглый столик, тумбы из имения Михалковых. Мебель строгих и лапидарных форм, фанерована красным деревом, порой изготовлена из древесины ценных тропических пород, с бронзовыми вставками. Конструкция консоли напоминает архитектурное сооружение, а круглый стол Мусиных-Пушкиных с ножками, подобными каннелированным колоннам, украшен рельефными венками, гирляндами и пальметтами.
Из описи Петровского 1867 г. известно, что в большой гостиной стояли мраморные бюсты Вольтера и Ж.Ж. Руссо. Бронзовая с позолотой статуэтка Вольтера на облицованном малахитом постаменте, вероятно, была изготовлена в Европе и в соответствии со вкусами просвещенного сословия находилась в усадьбе. У местного дворянства бытовали и всевозможные осветительные приборы. В духе любви классицизма к античной мифологии подсвечники и канделябры украшены фигурами путти, крылатых богинь победы и нимф; ваза-ароматница – химерами и грифонами. Деловые кабинеты владельцев имений были щедро снабжены диковинными вещицами, привезенными из Парижа: парными пресс-папье в виде скульптурных живо и по-разному лежащих левреток, бронзовой статуэткой экзотического носорога, экраном-мираклем, расписные стекла которого оживали в картинках при свете камина. Дополняло атмосферу рукоделие обитательниц усадеб - вышитые бисером на память иконки, кошельки, игольницы.
Со стен усадебных покоев на их владельцев когда-то смотрели разные поколения семьи, и их родословие выглядело «раскидистым деревом» в лицах-портретах по-домашнему камерных и доверительных. В Петровском среди фамильной галереи портретов хранились миниатюрные акварельные профили двух юношей – на первый взгляд похожих, как близнецы, лишь горбинка и вьющиеся локоны отличают одного от другого. Сейчас доказано, что это сыновья Сергея Владимировича Михалкова – Владимир и Василий в студенческих мундирах Дерптского университета.
В усадьбах соседствовали и образы кисти доморощенных живописцев, и произведения художников первой величины. Так, гравированный в изящной технике пунктира портрет графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, выполнен в 1812 году в Москве известным гравером Алексеем Агапиевичем Осиповым, сотрудничавшим с выдающимся русским типографом и издателем Платоном Петровичем Бекетовым. Точеный профиль открывателя «Слова о полку Игореве» напоминает античную камею, но при этом художнику удалось передать состояние задумчивой сосредоточенности, в которую погружен 68-летний археограф.
В воздушной акварели кисти Владимира Ивановича Гау – последователя великого акварелиста Петра Федоровича Соколова – Любовь Александровна Мусина-Пушкина уподоблена нежной розе. В облике неизвестной девушки с кудрями «а-ля антик», в полупрозрачном облегающем платье с высокой талией, подчеркнутой цветным поясом, проявилась особая элегантность моды классицизма. Портрет этот высочайшего уровня письма, возможно, принадлежит мастеру круга Владимира Лукича Боровиковского.