Икона княжеского рода Ухтомских
Сильно пострадавшей от времени дошла до нас родовая реликвия местного княжеского рода Ухтомских. На обороте иконы чернилами каллиграфически четко выведена вкладная надпись: "1821 ГОДА ЗДЕЛАНЪ ПОУСЕРДIЮ В ПРИДЕЛЪ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЛЕЙБ ГВАРДIИ ПОДЪПОРУТЧИКОМЪ КНЯЗЬ ВАСИЛЬЕМЪ УХТОМСКИМЪ КОТОРОЙ ПОСВЯЩЕН СЕГОЖЪ ГОДА В АВГУСТЕ МЕСЕЦЕ". Спустя два года, исполняя обет, тот же князь Василий Иванович Ухтомский (1764-1826) заказал на икону и посеребренную ризу, о чем удостоверяет надпись на ней. Гвардейский офицер Преображенского полка к моменту вклада иконы в храм в селе Сырневе 25 лет уже как в отставке, вдовец, живет в родовом имении Вослома. Показательно, что церковь в Сырневе имела зимний престол во имя Казанской иконы Божией Матери, а летний – Рождества Христова с устроенным в 1821 году на средства В.И. Ухтомского приделом святителя Николая Чудотворца.
Индивидуальность программы иконы заключается в том, что под изображением Казанской Богородицы в нижней части доски в полный рост фронтально изображены избранные святые. Стройным небесным собором они молятся за земных представителей рода Ухтомских. Не столь часто можно встретить в иконописи совместное изображение сразу трех великомучениц – Екатерины, Варвары и Параскевы, святых покровительниц жены, сестры и дочери князя в соответствии с порядком упоминания. В честь святителя Николая назван сын князя, в честь святого князя Димитрия – зять Дмитрий Александрович Ратаев. Изображение святого Андрея Юродивого можно предположительно связать с личностью известного гравера Андрея Григорьевича Ухтомского (1771-1852), отец которого происходил из князей Ухтомских.
Характер письма иконы близок местным «романовским письмам», наименование которых происходит от названия городка Романова-Борисоглебска, где в первой четверти XIX столетия жили семьи иконописцев-староверов, возродивших своим искусством достижения ярославской и костромской школ иконописания XVII века.
Индивидуальность программы иконы заключается в том, что под изображением Казанской Богородицы в нижней части доски в полный рост фронтально изображены избранные святые. Стройным небесным собором они молятся за земных представителей рода Ухтомских. Не столь часто можно встретить в иконописи совместное изображение сразу трех великомучениц – Екатерины, Варвары и Параскевы, святых покровительниц жены, сестры и дочери князя в соответствии с порядком упоминания. В честь святителя Николая назван сын князя, в честь святого князя Димитрия – зять Дмитрий Александрович Ратаев. Изображение святого Андрея Юродивого можно предположительно связать с личностью известного гравера Андрея Григорьевича Ухтомского (1771-1852), отец которого происходил из князей Ухтомских.
Характер письма иконы близок местным «романовским письмам», наименование которых происходит от названия городка Романова-Борисоглебска, где в первой четверти XIX столетия жили семьи иконописцев-староверов, возродивших своим искусством достижения ярославской и костромской школ иконописания XVII века.