Иконы храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покров

Храм в селе Покров никогда не закрывался за всю советскую эпоху. Иконы для иконостаса летнего храма были исполнены местными мастерами Алексеем Ивановым и Иваном Васильевым в 1795-1798 гг. в популярной тогда «компромиссной манере» с использованием гравюр.
В ранней иконе «Свт. Николай» крепкая опора на иконопись Ярославля видна в аристократически длинных перстах, письме лика, раме с цветными лаками.
Тема борьбы с силами зла остро звучит в иконе «Благовещение, Архангел Михаил, побивающий диавола, с предстоящими муч. Феодором Стратилатом и св. князем Александром Невским». Икона «Сергиево видение» зеркально повторяет картину В.Е.Маковского для храма Христа Спасителя, а в клейме иконы свт. Николая с житием узнается копия с картины И.Е.Репина 1888 г. «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных».
На иконе Рождества Христова в надписи увековечено имя петербургского купца М.Т. Мичурина, пожертвовавшего в 1887 г. в храм икону и крупную сумму денег на благоукрашение церкви. Редчайшими по сюжету являются храмовые иконы «Ангел Ветхого Завета» и «Богоматерь Югская с архангелами».
подробнее кратко
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ Первая четверть XVIII века Дерево, темпера, цветные лаки Изначально бытовала в храме Покрова Пресвятой Богородицы Реставрировалась в 2008 году Е. А. Расторгуевой. Икона - произведение исключительной красоты и духовной мощи. «Великий таинник Божия благодати», святитель Николай на иконе поистине блистает благодатью Святого Духа. Вся исполненная света, подобная золотому слитку, фигура его как бы «срастается» с золотым же нимбом, образуя единый силуэт. Пламенеющая прозрачная киноварь, которой приплеснуты по золоту края фелони, усиливает впечатление горения. Икона зримо воплощает поэтику акафиста святителю Николаю, где он назван «озарением Трисолнечнаго света». Алый цвет крестов на белом омофоре звучит пасхально радостно. Звонкие контрасты белого, золота, киновари и зеленых цветов, характерные для ярославской иконописи рубежа XVII-XVIII в., достигают в этой иконе апогея. Орнаментальная рама, написанная цветными лаками, типична для ярославской школы иконописи. Блестящий мастер дает необычайно самобытную интерпретацию достижений и иконописи Оружейной палаты, и ярославских мастеров. Вероятно, икона была аналойным образом деревянного Покровского храма - предшественника современного храма села Покров.
АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ Первая треть XVIII века Дерево, темпера Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1970-е годы. Апостол Матфей (Левий) — апостол из числа двенадцати первых учеников Христа, автор Евангелия. Сведения о нем содержатся в Евангелиях и в Прологе. Св Матфей жил в Капернауме Галилейском и служил мытарем. Услышав призыв Христа, он оставил все и пошел за Спасителем. Апостол Матфей проповедовал в Палестине, Сирии, Мидии, Персии и Парфии. Во время молитвы об обращении эфиопов ему явился Сам Христос в образе юноши и, вручив жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Апостол именем Христовым исцелил жену и сына эфиопского правителя Фулвиана, но тот обвинил св. Матфея в колдовстве и сжег на костре. Посмертные чудеса апостола побудили правителя к раскаянию и крещению с именем Матфея. Позднее Фулвиана поставили во епископы, и он продолжил дело апостола Матфея. Икона лишена ярких цветовых контрастов. Ритмика ее строится на скромной красоте сочетаний розово-охристых и умбристых оттенков. Розоватые пробела плаща апостола придают его облику просветленность и умиротворение. Икона, вероятно, когда-то находилась в деисусном апостольском чине невысокого иконостаса одного из храмов Рыбинского края.
БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Середина XVIII века (икона); 1834 год (оклад) Дерево, темпера (икона); серебро, позолота, камни, чеканка, гравировка, чернение (оклад) Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы прихожанами в 1980-х годах Реставрировалась в 2000 году в Ярославле Т. Л. Шабановой. По чертам ликов и манере личного письма икона из Покровского храма близка чтимому образу «Богоматери Знамение» из Царского села. Лишним подтверждением этому может служить петербургское происхождение оклада. На торце серебряного оклада иконы имеется городское клеймо Санкт-Петербурга с гербом - два перекрещенных якоря и скипетр, проставлен именник пробирного мастера Михаила Михайловича Карпинского (1825-1838). Под именником имеется дата - «1834». Классицистически строгая орнаментика рамы оклада с фризом из трилистников и наугольниками с пальметтами смягчается и становится более пышной в чеканных растительных мотивах, сплошным ковром покрывающих мафорий. Богатый венец с короной и каменьями придает этому памятнику царственность и великолепие. По-видимому, икона очень почиталась владельцами, чему свидетельство — дорогая риза, заказанная в столице у хорошего мастера-серебряника.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Вторая половина XVIII века Дерево, темпера Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1887 году купцом М. Т. Мичуриным Реставрировалась в 2008 году Е. А. Расторгуевой. На иконе сцена прихода двух пастырей – старца и юноши - в пещеру полна радостного оживления. Праведный Иосиф указует на Новорожденного, приглашая гостей разделить его счастье. Младенец оборачивается на звуки голосов. Кажется, будто Христос отбросил пелены, играя, однако символически обнажение Младенца возвещает о грядущем совлечении одежд при Распятии. Фигура юной Девы Марии удивительно грациозна и женственна. По Ее лику скользит задумчивая улыбка - знак причастности тайне свершившегося Чуда. Профиль юноши пастуха исполнен патрицианского благородства героев ренессансных полотен. Животные полны экспрессии - вол вытянул шею в сторону яслей, ослик вскинул голову. Знакомство мастера с гравюрами проявляется в смелой штриховке теней поверх красочного слоя. Икона, как повествует надпись на обороте, является вкладом 1887 г. в покровский храм петербургского купца Михаила Тимофеевича Мичурина за упокой Анны, вероятно, матери. Известно, что спустя год, в сентябре 1888 года, он пожертвовал в церковь села Покров билет в 1000 рублей с условием: 500 рублей на поминовение родителей и 500 рублей - в пользу церкви.
БОГОМАТЕРЬ ТИХВИНСКАЯ 1790-е годы Дерево, темпера, цветные лаки Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1996 году Реставрировалась в 1998 году в Ярославле И. В. Черняевой. На иконе на нижнем поле уцелели остатки надписи: «…ИП Ъ ЧЮДОТВОРНАГО ОБРАЗА ПР… ОДИГИТРIЯ ТИХФИНСКОЙ НАПИСАН 179…» — «В МЕРУ И ПОДОБИЕ ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА ПРЕСВЯТЫЕ БОГОРОДИЦЫ ОДИГИТРИЯ…». Икона повторяет размеры и характерные черты чудотворного образа. Это произведение блестящего мастера, возможно, палешанина. Очень нежное письмо ликов выполнено тончайшими плавями по санкирю цвета золотистой охры с холодно-оливковым оттенком. Едва заметная подрумянка мягко переходит к оживкам. По контрасту с трепетным письмом ликов и рук, горят ярким золотом плотные пробела, уверенно строящие форму складок, приплеснутых по краям цветными лаками. Мастер сохраняет характерную для первообраза из Тихвинского монастыря продолговатую форму головы Младенца и «греческий» нос Божией Матери. Исключительной по красоте византинизирующей деталью является также небесно-синий свиток в руках Младенца. Аналогичная особенность присуща знаменитому образу Богоматери Донской круга Феофана Грека. Во всем же остальном, икона — абсолютно русский памятник, в отличие от древней чудотворной святыни, «пришедшей по воздуху» из Константинополя.
СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ Алексей Иванов и Иван Васильев (?) 1795–1798 годы (икона). Первая половина XIX века (оклад) Дерево, темпера (икона); металл, чеканка, гравировка, серебрение, золочение (оклад) Изначально являлась частью живописного убранства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Свт. Василий (ок. 330 - † 379) стяжал дар прозорливости и чудотворений, посрамил арианскую ересь. Он оставил множество богословских трудов. Великий вселенский учитель он прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной». Свт. Василий является небесным покровителем св. равноапостольного князя Владимира, в Крещении Василия. Частица мощей свт. Василия поныне пребывает в Почаевской Лавре, глава — в Лавре св. Афанасия на Афоне, а десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Письмо иконы профессиональное, близкое к традиционной манере. Фигура святителя, зрительно перекрытая окладом, выглядит непропорционально мелкой для формата иконной доски. Возникает впечатление тщедушности и физической слабости святого. Отмеченное в литературных источниках о святом сочетание физической немощности и, вместе с тем, большой духовной силы передано в этом живописном образе.
СВЯТИТЕЛИ АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ АФАНАСИЙ И КИРИЛЛ Алексей Иванов и Иван Васильев (?) 1795–1798 годы Дерево, темпера, масло (?) Изначально являлась частью живописного убранства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Святители жили в разное время и не могли встречаться, будучи в архиепископском сане, но оба они возглавляли Александрийскую церковь, отстаивали чистоту Православия от ересей. Они чтятся как святая двоица и традиционно изображаются вместе. На иконе авторский рисунок фигур очень индивидуален. Это проявляется в форме митр, изогнутых по направлению движения голов святых, что придает их облику экспрессию их духовной обращенности друг к другу. Оригинально положение закрытого Евангелия, которое свт. Кирилл держит в обеих руках горизонтально, поддерживая снизу за переплет. Мастера явно предпочитали сдержанную красоту землистых, охристых и серебристых тонов: одних оттенков серого цвета на иконе более пяти. Холодные, почти белые блики на смуглых ликах и серебро кружев дополняет эффект белого, а не золотого света, словно излучаемого фигурами. Написание этой иконы, как и образа свт. Василия Великого, связано с заказами жертвователей на строительство храма. Этим объясняется местоположение икон в местном ряду иконостаса.
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ С КЛЕЙМАМИ БЫТИЯ ОБРАЗА И ПРЕДСТОЯЩИМИ СВЯТЫМИ Алексей Иванов и Иван Васильев (?) Икона: 1797–1798 годы Оклад: 1947 год Дерево, темпера (икона); металл, штамповка, чеканка, гравировка, серебрение, золочение (оклад) Изначально являлась частью живописного убранства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В среднике иконы изображен Лик Христа на плате, поддерживаемом с двух сторон стоящими ангелами. Очень выразительны Его глаза, смотрящие чуть в сторону, с мастерски переданной светящейся изнутри радужкой. На боковых сторонах живописной рамы изображены великомученики Георгий (слева) и Екатерина. На верхней и нижней сторонах рамы помещено 6 клейм. Верхние (слева направо): 1. Болящий царь Авгарь отправляет художника Ананию к Христу. 2. Христос подает святой убрус (Нерукотворный образ) Анании. 3. Анания приносит святой убрус царю Авгарю. Нижние (слева направо): 4. Поставление святого убруса над вратами града. 5. Перенесение Нерукотворного Образа из Едессы в Царьград. 6. Поклонение святому Нерукотворному Образу в храме. Письмо клейм иконы из Покровской церкви, несомненно, местное, напоминающее в некоторых приемах романовские письма. На обороте образа сохранилась надпись: «СИЯ РИЗА СООРУЖЕНА В ЛЕТО 1947 МЕСЯЦА ИЮЛЯ 20 ДНЯ НА СРЕДСТВА ЦЕРКВИ И ПРИХОЖАН ПРИ СВЯЩЕННИКЕ О. П. (отце Петре. — И. Х.) КОЗЛОВЕ И СТАРОСТЕ ИВАНЕ ПАВЛОВИЧЕ МАТРОНИЧЕВЕ». В архиве Покровского храма сохранилась фамилия мастера оклада — жителя города Рыбинска А. А. Шустрова.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Алексей Иванов и Иван Васильев 1797–1798 годы Дерево, темпера Изначально являлась частью живописного убранства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. На иконе акцент переносится на поклонение Христу волхвов, пришедших в Иерусалим с востока. Предание сохранило имена волхвов, ставших христианами: Мельхиор, Гаспар и Валтасар. По преданию, апостол Фома поставил их епископами. Их мощи ныне почивают в Кельнском соборе. Старец Мельхиор на иконе изображен коленопреклоненным. Гаспар показан средовеком с русыми волосами и бородой. Валтасар - представитель негроидной расы в короне и чалме с безбородым черным лицом, на котором сверкают белки глаз. В руках он держит золоченый сосуд со смирной. Таким образом, три царя почтили Единого от Троицы тремя дарами, и этими дарами исповедали в Нем два естества. Все линии фигур, все взгляды, все жесты сходятся на спеленутом Младенце - новорожденном, а не двухгодовалым, как это иногда можно видеть в иконах Рождества. Действие разворачивается в романтичных руинах замка с романскими арками. Местными мастерами иконописное повествование превращено в занимательную притчу, рассказанную очень эмоционально, узнаваемым авторским почерком, а не рабски копируя западные и ярославские образцы.
АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ Первая половина XIX века (?). Под записью (?) Дерево, темпера (?), масло Изначально являлась частью живописного убранства церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Икона архангела Гавриила на южных диаконских дверях написана в паре с образом архангела Михаила на северных диаконских дверях иконостаса Покровской церкви. Согласно свидетельствам апокрифической книги Еноха, архангел Гавриил «просит и молится за живущих на земле и умоляет во имя Господа духов» (1 Енох 40), тогда как с заступничеством архангела Михаила, по традиции, связывается определение участи душ умерших. Таким образом, образы двух чиноначальников высших сил в иконографической программе иконостаса Покровской церкви можно трактовать и как образы молитвенников из мира ангелов за живых и умерших людей. В живописи иконы преобладает светотеневая манера письма. Уверенная постановка фигуры в пространстве, со смелой передачей ракурса кистей рук, выступающих вперед на зрителя, создает в иконе эффект трехмерности, а фигура вызывает в памяти статуи, стоящие в нишах какого-нибудь петербургского храма. Лишь золотые широкие пробела напоминают о плоскостно-традиционной манере, утраченной под воздействием европейских стилей.
МНОГОЧАСТНАЯ ИКОНА: БЛАГОВЕЩЕНИЕ. АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, ПОБИВАЮЩИЙ ДИАВОЛА, С ПРЕДСТОЯЩИМИ СВЯТЫМИ – МУЧЕНИКОМ ФЕОДОРОМ СТРАТИЛАТОМ И БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЕМ АЛЕКСАНДРОМ НЕВСКИМ Конец XVIII — первая треть XIX века Дерево, темпера Изначально бытовала в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Икона разделена на три части, изображающие створки складня с полукруглым навершием. В центральном полукруге изображен Бог Саваоф, на средней створке — архангел Михаил, побивающий диавола. На боковых створках изображены св. Феодор Стратилат (слева) и св. князь Александр Невский (справа). Над створками, в навершиях представлена сцена Благовещения. Средник иконы является переработанной копией с картины Г. Рени (1575–1642) «Архангел Михаил» 1636 г. Архангел, низвергающий сатану, держит рукоять меча с потоком огненно-кровавых молний, жалящих главу диавола. На иконе диавол приобретает более устрашающие, чем на картине, звероподобные черты. Живопись иконы обнаруживает отголоски стиля, но обилие воинской атрибутики, героический пафос придают иконе торжественность нового имперского стиля. Тема прославления небесного и земного воинства позволяет связать появление иконы с войной 1812 года. Возможно также, что икона в киоте служила своего рода походным складнем-иконостасом.
АНГЕЛ ВЕТХОГО ЗАВЕТА Первая треть XIX века Дерево, темпера Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1970-е годы. Иконография образа уникальна. Икона имеет авторское название «АНГЕЛ ВЕТХАГО ЗАВЕТА». В канонических книгах Ветхого Завета прямых указаний на ангела со скрижалями нет. Быть может, на формирование редкой иконографии повлияние апокрифические источники и, в частности, так называемая «Книга Юбилеев». Возможно, что фигура ангела со скрижалями Завета является аллегорией - олицетворением Ветхого Завета. Ангел на иконе безымянен. Однако вероятно, что здесь изображен архангел Гавриил, который, согласно древнему церковному преданию, наставлял пророка Моисея в пустыне при написании книги Бытия. В Рыбинском крае, в церкви Успения Пресвятой Богородицы села Балобаново под Рыбинском есть еще одна икона ангела со скрижалями с авторским надписанием «ВЕТХИЙ ЗАВЕТЪ». Она располагается на северных диаконских дверях в алтарь, где обычно размещали иконы архангелов Михаила и Гавриила. Возможно, мастер при написании иконы пользовался греческим образцом. Есть и еще одна деталь, не имеющая аналогов в русской иконописи - сетка вуали (!), закрывающая лик ангела до края нижних век. Мастеру удалось показать особую одухотворенность собеседника Бога и вестника человеческого, его посвященность в тайны мироздания.
БОГОМАТЕРЬ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» Первая половина XIX века Дерево, темпера Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы прихожанами в 1970-х годах Реставрировалась в 2008 году Е. А. Расторгуевой. Образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» пользовался исключительным почитанием и в придворной среде, и у простонародья. Икона не участвовала в великих исторических событиях, сражениях, благословениях на царство, но она — одна из самых любимых икон в России по сей день. Литературным источником иконографии образа послужили эпитеты Богоматери из различных богослужебных текстов. Самое раннее документальное упоминание об иконе с наименованием «Всех скорбящих Радость» относится к 1683 году. Этот образ был написан придворным живописцем И. А. Безминым по польскому образцу. Икона из Покровской церкви по иконографии восходит к московской чудотворной святыне с Ордынки. Миниатюрное письмо иконы, артистизм письма деталей, развитая композиция выдают руку высококлассного профессионала и каллиграфа. «Гравюрность» рисунка фигур ангелов, акварельная нежность тонов облачений Бога Саваофа, пропорции фигур, близкие к естественным пропорциям человеческого тела, контрастный, но гармоничный колорит позволяют атрибутировать икону как произведение, близкое кругу романовских писем.
ЧУДО СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ Вторая половина XIX века Дерево, масло Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы прихожанами в 1970-х годах. Великомученик Георгий был одним из самых любимых и почитаемых святых на Руси. Великомученик Георгий является святым покровителем русского воинства. Считается, что в основе иконографии конного св. Георгия лежит позднеантичная и византийская традиция изображения триумфа императора. На иконе св. Георгий показан как воин-триумфатор, в пылу сражения налетающий на чудовище. Наступательный настрой всего образа усиливает необычный жест св. Георгия, держащего тяжелое копье обеими руками и разящего зверя в гортань. Мастер иконы сложный ракурс коня и уверенную посадку фигуры всадника, вероятно, заимствовал с греческой гравюры, изданной в середине XIX века. Живопись ориентирована на картины художников-академистов и принадлежит замечательному профессионалу, который без труда справляется с анатомическими тонкостями рисунка и прекрасно владеет режиссурой композиции.
ЯВЛЕНИЕ БОГОМАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ После 1876 года Свято-Троицкая-Сергиева Лавра Дерево, масло, чеканка по левкасу Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы прихожанами в 1970-х годах. Образцом при написании этой иконы послужила роспись стены храма Христа Спасителя в Москве (окончен в 1883 г.), исполненная академиком В.Е. Маковским (1846–1920). Об этом можно судить по сохранившемуся в фондах Государственного Русского музея эскизу Маковского 1876 года. Также В. Е. Маковский в 1895 г. написал для оренбургского собора Казанской Божией Матери «Явление Богоматери преп. Сергию». В позе и облачениях Божией Матери покровская икона ближе даже к оренбургскому оригиналу, чем к московскому эскизу. Икона отличается и большей точностью проникновения в бытовой антураж, вплоть до изображения строк текста в книге: ведь икона, в отличие от картины, не терпит стушеванности предмета в тени до неузнаваемости. Внимательно и различимо, хотя и эскизно, написаны иконы в красном углу. Мастер иконы - одаренный художник-профессионал, возможно, академической выучки. Особенно удались ему лики: Божией Матери - юный и преображенный задумчивой улыбкой, и преподобного Сергия - светлый и одухотворенный. На обороте иконы имеется штамп Троице-Сергиевой Лавры и надпись о том, что икона освящена на святых мощах преп. Сергия Радонежского.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ С ЖИТИЕМ После 1888 года Дерево, масло Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1970-е годы. Порядок клейм: 1. Рождество свт. Николая Чудотворца. 2. Крещение. 3. Исцеление сухорукой жены. 4. Приведение во учение. 5. Поставление в диаконы. 6. Поставление во архиепископа. 7. Поставление в епископа. 8. Явление царю Константину во сне. 9. Избавление трех невинно осужденных от меча. 10. Явление трем воеводам в темнице. 11. Явление князю Евлавию во сне. 12. Избавление патриарха Афанасия от потопления. 13. Избавление Агрикова сына Василия из сарацинского плена. 14. Избавление трех девиц от греха. 15. Преставление свт. Николая. 16. Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град. В житийный цикл иконы включена копия с картины И.Е. Репина (1844–1930) «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных» (9-е клеймо). Картину заказала художнику в 1886 г. игуменья Верхо-Харьковского Никольского монастыря, где подвизалась двоюродная сестра Репина Эмилия Борисова (в монашестве Олимпиада). Дата создания картины Репиным — 1888 год — позволяет уточнить датировку иконы — «после 1888 года». Икона — пример живого отклика провинциальных иконописцев на творчество признанных светских живописцев-современников.
БОГОМАТЕРЬ ЮГСКАЯ С ЧУДОМ ЯВЛЕНИЯ ИКОНЫ ПРЕПОДОБНОМУ ДОРОФЕЮ ЮГСКОМУ И С ПРЕДСТОЯЩИМИ АРХАНГЕЛАМИ И АНГЕЛОМ ХРАНИТЕЛЕМ Вторая половина XIX века Дерево, масло, чеканка по левкасу Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1980-х годах. Эта икона – самобытное произведение местного мастера - имеет редчайшую иконографию и своеобразную богословскую программу. В центре изображена местная святыня рыбинского и мологского края - Югская икона Божией Матери. Ниже - сцена явления иконы преп. Дорофею. На полях иконы написаны семь архангелов и ангел-хранитель. По церковному преданию, каждый архангел покровительствует одному из дней недели. Архангел Михаил как победитель диавола держит в руке огненный меч и крест - орудие победы Христа. Архангел Гавриил изображен с райской ветвью, которую, по преданию, он принес Деве Марии в день Благовещения. Архангел Варахиил несет на белом плате цветы как награду за молитвы и труды человека. Архангел Рафаил является служителем Божественных врачеваний - он с ларцом с лекарством. Архангел Селафиил прижимает руки к груди и прилежно молится. Архангел Уриил держит огонь и горящую свечу, возжигая в сердцах людей огонь благодати Святого Духа. Архангел Иегудиил держит корону и бич - воздаяние праведным и грешным.
СВЯТАЯ ГЛАВА ПРОРОКА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ Вторая половина XIX — начало ХХ века Дерево, масло, чеканка по левкасу Пожертвована в храм Покрова Пресвятой Богородицы прихожанами в 1970-х годах. Правитель Галилеи Ирод Антипа, как повествует Евангелие, по наущению незаконной жены казнил св. Иоанна Предтечу усекновением главы. Иродиада приказала бросить св. главу в нечистое место, но служанка, благочестивая жена домоправителя Хузы, вложив главу в сосуд, с честью погребла ее на горе Елеонской. Убийц пророка постигло скорое наказание: Ирода, лишенного престола и сосланного в заточение в Галлию, вместе с Иродиадой поглотила разверзшаяся земля, а Саломее перерезало горло треснувшим льдом. Святая глава пророка Иоанна была трижды чудесным образом обретена. Глава пророка, написанная по-академически объемно, с экспрессивно положенными в свету мазками-штрихами, покоится на блюде, покрытом белой тканью. На ее светлом полотнище особенно заметны стекающие капли крови, переданные иллюзорно. Такой эффект натуралистической достоверности в сочетании с ирреальным золотым фоном усиливает символическое, вневременное начало образа. Наибольшее распространение подобные иконы получают в XIX в., вероятно, под влиянием скульптурных глав для жертвенников православных храмов.
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Вторая половина XIX века Дерево, масло, чеканка по левкасу Привезена в храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1961 году. Далекая от канонов древнерусской живописи, композиция иконы очень индивидуальна. Икона написана в академических традициях, возможно, с петербургского оригинала. Интерьер Влахернского храма решен объемно-пространственно. В земном ярусе, в центре, на круглом амвоне стоит св. Роман Сладкопевец с длинной горящей свечой. За его спиной вместо традиционного изображения патриарха Тарасия, видна фигура священника в фелони. Справа перед амвоном — св. Андрей Юродивый, указующий на Матерь Божию. На коленях, молитвенно сложив руки перед грудью, его юный ученик Епифаний запрокинул главу, созерцая чудо. В левой части иконы под сенью кивория стоит на коленях император (обычно это Лев VI Мудрый) и молящаяся императрица. Строго по центру небесного яруса на облаке высится огромная фигура Божией Матери, подобно «столпу Давидову». Чуть поодаль, на облаках видны коленопреклоненные апостолы. Царица Небесная возвышается над всем, все покрывая и осеняя своим державным покровом, олицетворяя идею надежной защиты от зла и неправды мира.