Иконы храма во имя Успения Пресвятой Богородицы в селе Балобаново

Храм в Балобаново никогда не закрывался за всю советскую эпоху. Иконы для иконостаса Успенского храма были написаны в 1825-1827 гг. иконописцем ярославского архиерейского дома Николаем Антоновым. Прекрасный профессионал, мастер выдерживает все образы иконостаса в единой компромиссной манере, используя элементы классицизма. Каждый цвет словно пропущен через дымчато-коричневатый фильтр, в этой аскетической среде, подобно одушевленным свечам, фигуры излучают свет. Безусловно, подобная манера отвечала вкусам не только приходских священников, но, надо полагать, имела успех и в монашеских кругах. Скорее всего, художник много работал по монастырским заказам.
В храме почитаются уникальная икона-парсуна царевича-страстотерпца Димитрия и икона Богоматери Югской. Икона Богородицы «Отрада или Утешение» воспроизводит чудотворный образ Богоматери Ватопедской из монастыря Ватопед на Афоне.
Распространение светской портретной живописи побуждало к восприятию иконы как реалистического портрета святого. Эта тенденция наглядно проявилась в иконах «Преп. Серафим Саровский» и «Свт. Федосий Черниговский».
подробнее кратко
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ И МОСКОВСКИЙ Вторая половина XVIII века Холст, масло. Девятилетний царевич Димитрий — младший сын царя Ивана Грозного от его седьмой жены Марии Федоровны Нагой — погиб в Угличе 15 мая 1591 г. при невыясненных обстоятельствах. Первые иконные изображения юного царевича-страстотерпца появились сразу после перенесения его нетленных мощей в Москву. Иконография св. царевича Димитрия оставалась неизменной даже в XIX веке. Икона уникальна тем, что в ней сочетаются приемы иконописи с реалистической образной трактовкой, она напоминает парсуну — старинный портрет. Округлое детское личико по-барочному румяно и полно жизненных сил. Лишь задумчиво-печальный взор царевича, устремленный в небо, намекает на его печальную судьбу. Икона изысканна по колориту. Обилие серебристых оттенков вносит в ее эмоциональный строй ноту элегичности. Цветы и нераспустившиеся бутоны на ткани царского облачения святого могут быть истолкованы как поэтическая метафора прерванной детской жизни. В правой части иконы-парсуны виден условно трактованный архитектурный пейзаж — панорама угличского кремля с островерхими башнями и пятиглавыми храмами.
БОГОМАТЕРЬ ОТРАДА ИЛИ УТЕШЕНИЕ Конец XVIII-первая треть XIX века Дерево, темпера. Икона воспроизводит чудотворный образ Богоматери Ватопедской («Отрада или Утешение») из монастыря Ватопед на Афоне. По преданию, в 807 году к Ватопедской обители подступила шайка разбойников. Игумен услышал от иконы Богоматери голос, предупреждавший об опасности, и тут же с ужасом увидел, что Младенец Христос пытается закрыть Божией Матери уста, чтобы нерадивые иноки не услышали предостережения в наказание за свои грехи. Удерживая руку Своего Сына, Богородица отвратила от Него лик и дважды повторила предупреждение. Братия дала отпор грабителям, а положение ликов на иконе осталось таким, как во время знамения. На Ярославской земле особым почитанием пользуется другая икона Богоматери Ватопедской - келейный образ святителя Димитрия Ростовского. Подобная иконография представляет Христа, как грозного Судию, «сменяющего праведный гнев на милость» благодаря молитвенному заступничеству Богоматери. Во всем образном строе иконы подчеркивается эсхатологическое содержание. Живопись иконы - образец очень мастеровитого ярославского письма, возможно, романовской ориентации.
ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ, СО СЦЕНАМИ ЖИТИЯ Конец XVIII — первая треть XIX века Дерево, темпера. В центре иконы изображен Илия пророк в пустыне, сидящий у входа в пещеру. Справа подлетает ворон, питающий пророка хлебом во время засухи. Этот мотив истолковывается святыми отцами как ветхозаветный прообраз Евхаристии. Слева вверху изображено чудо перехода Илией и Елисеем реки посуху. В левом нижнем углу - явление Илие в пустыне ангела с лепешкой и кувшином воды. Справа внизу изображен момент призвания Илией к пророческому служению своего преемника Елисея. Выше на иконе — уносящийся в огненном вихре пророк Илия оставляет ему свою милоть как знак пророческого дара. Горки на иконе напоминают вздыбившиеся волны с седыми гребнями. Цветом они похожи на милоть Илии — плащ из козьей шкуры. Здесь подчеркивается чудесная защитная сила милоти пророка Илии. Языки пламени огненного облака уподоблены гигантским крыльям, уносящим пророка к Богу. Колорит иконы, высокий профессионализм и богословская опытность иконописца позволяют предположить, что образ связан с романовской традицией иконописания.
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ Конец XVIII — первая треть XIX века. Дерево, темпера. Тонкие черты удлиненного лика Христа зримо свидетельствуют о победе духа над плотью. Мастер иконы — хороший рисовальщик, который, не выходя за рамки сугубо традиционного понимания иконописных приемов, проявил поистине академическое знание формы: по тону санкиря под скулами, в подбровьях, на крыльях носа он явственно обозначает рефлексы, что сообщает лику внутреннюю светоносность, объемность и жизненность. Торжественность и нарядность придают иконе вспышки алого цвета в сочетании с золотопробельным письмом в облачениях ангелов. Декоративные мотивы золотых раскрытых раковин на полотенце характерны для иконописи второй половины XVIII в. Интересно, что киот к этой почитаемой на приходе иконе был изготовлен в 1834 г. на средства местных крестьян.
УСПЕНИЕ Николай Антонов 1825–1827 годы. Икона является храмовым образом летней церкви в селе Балобаново, престол которой освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. Архивы хранят сведения о том, что иконы для иконостаса Успенского храма были написаны в 1825–1827 годах иконописцем ярославского архиерейского дома Николаем Антоновым. Прекрасный профессионал, мастер выдерживает все образы иконостаса в единой манере. Нежно-розовый мафорий, почти сплавленный по тону с пеленой одра и самый светлый в живописи иконы, вызывает впечатление свечения фигуры Божией Матери, ее бестелесности и легкости. В целом светлый «земной» план, освещенный многочисленными золотыми нимбами, горящими подобно пламени свечей, противопоставлен коричнево-сумрачным небесам с крылатыми головками ангелов. Вознесение на небо Богородицы представлено в необычном изводе — Христос, восседая на облаке, со спеленутой душой Богоматери в виде младенца, благословляет оставшихся на земле учеников. В эмоциональном строе иконы чувствуется лучезарная радость Воскресения, облегчающая скорбь утраты.
СВЯТЫЕ ПРОРОКИ ИЛИЯ И ИОАНН ПРЕДТЕЧА Николай Антонов 1825–1827 годы Дерево, темпера, масло (?). На иконе представлены два величайших ветхозаветных пророка, образы которых в Библии и в богослужебных текстах постоянно возникают рядом друг с другом. Тем не менее в иконописи они редко изображаются вместе как святая двоица. В этом состоит уникальность богословской программы публикуемого памятника. Оба пророка прославляются Церковью как аскеты, ревнители чистоты веры, проповедники покаяния, предвозвестники Христовых чудес и Воскресения. Оба пророка — Боговидцы. Также оба пророка именуются ангелами. Пророк Илия выступает в христианстве как предтеча Предтечи, то есть предшественник Иоанна Крестителя, и называется «вторым Предтечей». В эсхатологическом аспекте имена двух пророков также неразрывно связаны. Сдержанный колорит иконы подчеркивает аскетическое начало. Серебристые, красновато-землистые тона напоминают об иссохшей от жажды земле, на которой, добровольно терпя зной и лишения, жили оба пророка до своего выхода на общественное служение. Образ пустыни, требующей живительной влаги, здесь еще и символ состояния душ людей, томимых духовной жаждой — «водой Живой, текущей в жизнь вечную».
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ, ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ГЕОРГИЙ И ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ Николай Антонов 1825–1827 годы Дерево, темпера, масло (?). Великомуч. Димитрий Солунский жил на рубеже III–IV вв. и был сыном военачальника-христианина из города Солуни. Став проконсулом города, св. Димитрий начал обращать народ в христианство, за что был казнен императором Максимианом (около 306 г.). Известен ряд его посмертных чудес. В X веке от мощей святого истекало миро. Святитель Димитрий на иконе выделен центральным положением фигуры, так как чин святителей в иерархии святости превосходит чин мучеников. Вероятно, мастер акцентировал сугубое почитание святителя Димитрия на Ярославской земле. Известно также, что свт. Димитрий был наречен в монашестве в честь великомуч. Димитрия Солунского. На иконе под влиянием классицизма с почти археологической достоверностью воспроизводится римский тип доспехов: сапоги, плотно облегающие голень с открытыми пальцами стопы, и видные из-под панцирей кожаные ремни (разноцветные «ленты»), при ударе о которые меч скользил, не позволяя нанести рану. Анатомическая правильность телосложения св. воинов вызывают восхищение мастерством владения рисунком. Продуманна смысловая перекличка архиерейского жезла - символа духовного руководства на пути ко Христу - и воинских штандартов с крестами - символов христианской победы в битве духовной.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ХАРЛАМПИЙ Первая треть XIX века Дерево, темпера. Священномученик Харлампий представлен молящимся на чересполосице крестьянских пашен, отделенных друг от друга луговинами и высаженными по краю рядами деревьев. Из жития известно, что перед кончиной священномученик Харлампий молился об умножении урожая для тех, кто будет чтить память его подвига. Традиционно свщмуч. Харлампий очень почитался русскими земледельцами. Поэтому икона этого святого выглядит в сельском храме Успения Пресвятой Богородицы особенно естественно. Нота мученичества звучит в цветовом акценте — красной епитрахили и красной фелони святого. Публикуемая икона, несомненно, имеет местное происхождение. Свойственные ей теплый колорит с преобладанием алых и зеленых цветов, пропорции приземистой фигуры, круглящиеся золотые пробела, форма облаков, напоминающая кочны капусты, — все это является отличительными признаками ярославских икон конца XVIII — первой трети XIX века.
БОГОМАТЕРЬ ЮГСКАЯ Конец XIX века Дерево, левкас, масло Происходит из Югской Дорофеевой пустыни Пожертвована в храм Успения Пресвятой Богородицы в конце 1930-х годов. Икона написана в светотеневой академической манере. По воздушной гладкости письма икона стилистически родственна произведениям афонских мастеров. В силу того, что в живописи иконы не ощутимы даже прикосновения кисти художника, складывается впечатление некоей «нерукотворности» ее поверхности. Мастер иконы, безусловно, был не только замечательным профессионалом, но и благоговейным христианином, создавшим образ Богоневестной Матери и Приснодевы, полный небесной чистоты. По преданию, бытующему на приходе, икона происходит из Югской Дорофеевой пустыни. Она — один из монастырских списков чудотворной Югской иконы Богоматери. Образ был принесен в Успенский храм незадолго до Великой Отечественной войны. Икона является чтимой святыней Успенского храма. По воспоминаниям архимандрита Павла (Груздева), образ был написан в городе Мологе, где на рубеже XIX–XX вв. существовала иконописная мастерская. Родственницы архимандрита Павла (тетушки) работали в этой мастерской. В храме села Покров под Рыбинском долгое время служила регентом инокиня Елена, также некогда писавшая иконы в мологской мастерской.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОДОСИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ Конец XIX века Дерево, масло. Святитель Феодосий (1630-е- 05.02.1696) принял постриг в Киево-Печерском монастыре. 11 сентября 1692 г. свт. Феодосий был торжественно рукоположен в епископа Черниговского в Успенском соборе Московского Кремля. Известны чудеса исцелений у гроба святого. После второго обретения нетленных мощей свт. Феодосий был канонизирован 9 сентября 1896 года. Поскольку святитель происходил из рода Полоницких-Углицких, его называли не только Черниговским, но и Углицким. Св. Феодосию молились как целителю. Этот святой считается покровителем жертв чернобыльской аварии. Иконография свт. Феодосия сложилась до его общерусской канонизации на основе портретных изображений святителя, хранившихся в черниговском архиерейском доме. Один из таких портретов находился при его мощах. Не исключено, что образцом для иконы послужил один из первых образов свт. Феодосия, написанный по случаю его канонизации в 1896 г. священником Черниговского собора Терентием Шкляром. Икону отличает тонкость натуралистичного академического письма.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ Начало XX века Дерево, масло, чеканка по левкасу. На иконе преп. Серафим изображен на фоне панорамы Саровской Успенской пустыни, что символизирует его всегдашнее незримое присутствие в родной обители. Об этом не раз говорил сам старец: «Как с живым, со мной говорите, я всегда для вас жив буду». Монастырь изображен с севера, со стороны речки Саровки. Храмы написаны достаточно условно. Слева расположен пятиглавый Успенский собор, правее, как можно предположить, частично видна церковь во имя Богоматери «Живоносный источник». У алтаря Успенского собора был погребен и преп. Серафим Саровский. В 1902 г. могилу открыли. Обретенные святые мощи старца при участии императора Николая II и царской семьи перенесли в Успенский собор Саровского монастыря для поклонения, где они почивали до 1927 г. Второе обретение мощей преп. Серафима произошло в 1990 г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга. 2 августа 1991 г. мощи преподобного торжественно с крестным ходом были перенесены в Свято-Троицкий собор Дивеевского монастыря, где находятся доныне.