Иконы храма во имя Иверской иконы Божией Матери

Спасая намоленные церковные образа в годы гонений, некоторые прихожане решались втайне от властей сохранять храмовые иконы по домам, что требовало мужества и верности христианскому долгу. Примером такого подвига по спасению святыни можно назвать судьбу чудотворной иконы Богоматери Троеручицы из храма села Борок-Лутошкино Мологского уезда, ныне находящейся в Иверском храме. Излюбленное украшение каймы мафория Богоматери орнаментальной полосой, имитирующей городчатое золотое кружево царских облачений, впервые примененное царским иконописцем Карпом Золотаревым, как элемент декора варьируется в образе «Богоматерь Троеручица».
Икона с изображением преподобных Фомы Малеин и Акакия Синайского написана в академической манере. Святых объединяет не только общая церковная память (7/ 20 июля), но и высокая мера совершенства, которой достигли преп. Акакий послушанием, преп. Фома – чудотворением. Оба они монашествовали на Святых горах – Афоне и Синае.
Из поздних икон начала ХХ века обращает на себя внимание образ св. анны Кашинской. Икона является списком с надгробного образа, помещенного над ракой с мощами св. благоверной княгини Анны в кашинском Вознесенском соборе.
подробнее кратко
БОГОМАТЕРЬ ТРОЕРУЧИЦА Первая половина XVIII века (?) 1719 год (?) Дерево, темпера Происходит из иконостаса храма села Борок-Лутошкино Мологского уезда. В России иконы Троеручицы распространяются после 1661 г., когда по заказу патриарха Никона в Хиландаре на Афоне был сделан точный список с чудотворного образа. Мастер иконы был, несомненно, знаком с творчеством иконописцев Оружейной палаты XVII в. Это ощутимо в декоре каймы мафория, сорочки Младенца. Живопись находится под слоем темной олифы и грубых поновительских прописей. Очень хороша по рисунку стопа Младенца, фигура Христа вытянутая, изысканная, необычен рисунок гиматия. Детали выдают руку прекрасного мастера, вероятно, копировавшего хороший образец. В XIX в. этот образ был обретен в лесу, у церкви села Борок-Лутошкино Мологского уезда, почитался как чудотворный. При закрытии церкви в 1920-х гг., когда святотатцы сложили костер из храмовых икон, сельчанину И. Полетаеву удалось уберечь икону от огня. Спрятав ее в амбаре, он ночью увидел там яркие отсветы в окошке - нерукотворный свет исходил от иконы. Иван Васильевич вывез образ из зоны затопления, прошел всю Отечественную войну, а в 1992 г. передал икону в возрождаемый Иверский храм. Образ почитается в храме как чудотворный.
ПРЕПОДОБНЫЕ ФОМА МАЛЕИН И АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ Вторая половина XIX века Дерево, масло Пожертвована в храм в 1990-е годы. Преп. Акакий Синайский (VI в.) был послушником в Лавре Саввы Освященного, отличался величайшим терпением и послушанием своему жестокому старцу, который ежедневно загружал непомерной работой и нещадно бил. Преп. Фома Малеин жил в Византии не позднее X в., он удостоился Божественных видений и получил дары чудотворения, исцеления и изгнания бесов. О подвиге послушания преп. Акакия, имя которого стало для всех поколений монашествующих нарицательным, преп. Фома Малеин, несомненно, знал из «Лествицы» - настольной книги всякого монаха. Святых объединяет не только общая церковная память (7/ 20 июля), но и высокая мера совершенства, которой достигли преп. Акакий послушанием, преп. Фома – чудотворением. Оба они монашествовали на Святых горах – Афоне и Синае, что тоже символично. Св. Акакий, вопреки указанию в «Лествице» на его юный возраст, изображен бородатым средовеком. Колорит иконы сумрачен, его приглушенные краски передают отрешенность от мира, составляющую одну из тайн монашества. Икона написана профессионально в академической манере.
ПРЕПОДОБНАЯ АННА КАШИНСКАЯ После 1908 года Дерево, масло, чеканка по золоту Пожертвована в храм в 1990-е годы жительницей города Рыбинска. Анна-инокиня – любимый народом образ настрадавшейся русской женщины, которая, как обычно бывало на Руси, обрела, наконец, за монастырской стеной покой в Боге. Икона является списком с надгробного образа, помещенного над ракой с мощами св. благоверной княгини Анны в кашинском Вознесенском соборе. На иконе она представлена высокой благообразной монахиней-схимницей, стоящей на берегу реки Кашинки. Погруженная в молитву, св. княгиня Анна держит в руке четки. Она как бы прозревает будущность той земли, которую призвана оберегать своими молитвами. Слева на иконе написан Воскресенский собор с колокольней (1796-1867). В 1855 году к зданию собора пристроили теплую церковь и 70-метровую колокольню, он стал крупнейшим в Тверской епархии. Внутри собора одновременно могло поместиться все 7-тысячное население Кашина. Деньги на это строительство дал местный купец Н.В. Терликов. Архитектура храма и колокольни на иконе передана очень узнаваемо, с соблюдением реальных пропорций. Белый храм на золотом фоне с узорным тиснением воспринимается неким видением Небесного Иерусалима.