Иконы Спасо-Преображенского собора
Крупнейший в губернии, главный храм Рыбинска, «краса Поволжья» Спасо-Преображенский собор (1838–1851) в 1929 году был закрыт, изуродован, разграблен. Чудом уцелевший в советские годы, он полностью утратил все внутреннее убранство. Приходской общине Собор был возвращен 1996-1999 годах.
Нынешнее иконное убранство Собора составляют исключительно пожертвования горожан. Верные хранители рыбинских святынь сберегли иконы для будущих поколений православных рыбинцев. Так, образ Богоматери Печерской, предположительно написанный мастерами-романовцами, удалось спасти при разгроме Леушинского монастыря в 1930 году, а икону Спаса Нерукотворного – аналойный образ из храма во имя Нерукотворного Образа Спасителя на улице Пушкинской в Рыбинске - всю жизнь хранила у себя дома прихожанка закрытого Спасского храма. Икона является копией с прославленной в Петербурге чудотворной иконы Спаса Нерукотворного из Летнего дворца Петра.
Традиция тесных художественных контактов с Петербургом была продолжена благодаря популярности в церковной среде икон, вышедших из петербургской мастерской М.С. Пешехонова. Близка «пешехоновским письмам» икона «Богоматерь Всех скорбящих Радость».
Нынешнее иконное убранство Собора составляют исключительно пожертвования горожан. Верные хранители рыбинских святынь сберегли иконы для будущих поколений православных рыбинцев. Так, образ Богоматери Печерской, предположительно написанный мастерами-романовцами, удалось спасти при разгроме Леушинского монастыря в 1930 году, а икону Спаса Нерукотворного – аналойный образ из храма во имя Нерукотворного Образа Спасителя на улице Пушкинской в Рыбинске - всю жизнь хранила у себя дома прихожанка закрытого Спасского храма. Икона является копией с прославленной в Петербурге чудотворной иконы Спаса Нерукотворного из Летнего дворца Петра.
Традиция тесных художественных контактов с Петербургом была продолжена благодаря популярности в церковной среде икон, вышедших из петербургской мастерской М.С. Пешехонова. Близка «пешехоновским письмам» икона «Богоматерь Всех скорбящих Радость».
|
БОГОМАТЕРЬ ПЕЧЕРСКАЯ
Конец XVIII – первая четверть XIX века
Дерево, темпера
Происходит из Леушинского монастыря. Эпоха классицизма в этой иконе сказывается только в формах роскошного трона Царицы Небесной. В облике Богоматери нет изображения атрибутов царской власти. Она преисполнена мягкой материнской заботы. Молитвенная сосредоточенность образа не нарушается внешними живописными эффектами. Письмо иконы сугубо традиционно, в нем чувствует верность стилистике ярославской школы XVII в. Это сказывается в округлости ликов, теплоте колорита. Уверенный артистизм шрифта, тонкость разделки трона в технике «под гравюру» и личное с мягкими плавями светлых охр, сближают икону с произведениями, вышедшими из мастерских города Романова.
Икона была пожертвована в храм Казанской Божией Матери города Рыбинска дочерью протоиерея Николая Архангельского Надеждой Архангельской, служившей регентом в храме Успения Пресвятой Богородицы села Балобанова, а затем ставшей прихожанкой Казанского храма в Рыбинске. В семью Архангельских икону передала их знакомая учительница, которой удалось спасти образ при разгроме Леушинского монастыря в 1930 г.
|
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Конец XVIII- первая половина XIX века
Дерево, масло
Реставрировалась в 2005 году. Иконописец умело и точно распределил светотень в своем произведении. Создается впечатление, что фигура святого, написанная очень правдоподобно, в мягкой светотеневой манере, выступает навстречу молящемуся прямо из мрачно-предгрозовой массы туч. Мастер заливает благословляющую десницу потоком света, контрастное освещение придает ей почти скульптурный объем. Фигура святого воспринимается почти осязаемо, вызывая эффект удивительной близости изображенного великого святого к созерцающему его образ. Останавливает на себе внимание проницательный взгляд святителя. Он - действительно народный святой, «скорый помощник», всегда готовый прийти на помощь в трудную минуту. На приходе этот образ почитается особо. Его чудесная помощь людям продолжается и в наши дни, чему свидетельство - многочисленные привески перед иконой.
|
БОГОМАТЕРЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
Середина XIX века
Петербург (?)
Дерево, темпера, масло
Пожертвована в Спасо-Преображенский собор города Рыбинска в 2004 году. На иконе сюжет представлен в сокращенной иконографической редакции, характерной для периода зрелого классицизма в церковной живописи.
Полукруглому навершию иконы отвечает большой световой овал славы вокруг фигуры Божией Матери. Наибольшей силы это невещественное свечение достигает в изображении ризы Младенца Христа и лучезарно расходится во все стороны. Объемная, подсвеченная из центра, своеобразная рама из облаков вокруг фигуры Богородицы создает эффект бездонной глубины небесного свода. Между небом и землей расположены два ангела, посланные в услужение Богородице: один простирает над нагим человеком белую пелену, второй подает алчущим круглый хлеб как символ Хлеба Небесного-Мессии, сшедшего с небес. Ангелы укрывают и питают, укрепляют и врачуют. На иконе видна редкая и своеобразная деталь – некоторые из страждущих изображены с забинтованными головами. Многослойная живопись, напоминающая по манере письмо известной петербургской мастерской Пешехоновых, отличается высоким профессионализмом.
|
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
После 1872 года
Дерево, темпера
Происходит из Спасской церкви города Рыбинска. Икона в деталях воспроизводит характер письма лика, степень его потемнения от времени и драгоценный убор знаменитой петербургской чудотворной иконы Спаса Нерукотворного в терновом венце. С XVIII в. она была самой почитаемой иконой в Санкт-Петербурге (ныне - в Преображенском соборе). К Петру I образ попал от графа Ф.А. Головина и сопровождал царя в военных походах. Икона была чтимой святыней Дома Романовых, перед ней молились все русские императоры.
Дата изготовления драгоценной ризы для чудотворного образа точно известна – 1872 год. Соответственно рыбинская икона написана, очевидно, в Петербурге после 1872 года. Чеканка по золоту имитирует драгоценное убранство оклада первообраза. Подобные иконы писали, как правило, на кипарисовых досках, как и данный образ.
Икона была пожертвована в Рыбинский собор пожилой прихожанкой, которая после закрытия храма во имя Нерукотворного Образа Спаса на улице Пушкинской в Рыбинске, сохранила икону дома. Храм, построенный в 1861-1868 гг., в 1930-х годах был закрыт и перестроен.
|
СВЯТАЯ ТРОИЦА (ОТЕЧЕСТВО) С ПРЕДСТОЯЩИМИ ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ
После 1903 года
Дерево, масло
Пожертвована в Спасо-Преображенский собор в 2008 году. В композиции иконы господствует изображение Святой Троицы Новозаветной в типе «Отечество». На иконе Бог Отец представлен в образе старца, «Ветхого деньми», восседающего на шестикрылых серафимах. Подобное изображение – западная традиция. В восточной – это один из образов Второй Ипостаси, Бога Слова, так как «Бога никтоже виде нигдеже». «Ветхий Деньми» - также одно из имен Сына Божия. На коленах Бога Отца восседает Бог Сын в образе Младенца Эммануила. Бог Дух Святой в виде белого голубя парит над главой Бога Сына на лоне Бога Отца.
Под белыми крылами ангелов, на земле изображены (слева направо): преп. Серафим Саровский Чудотворец, преп. Василий Декаполит, св. Ангел-хранитель, священномуч. Харлампий. Для старообрядческой среды характерен развитый культ Ангела хранителя и частое обращение к теме «Отечества». Икона написана в позднеакадемической манере. Впечатляющее величие ей придает контраст масштабов между гигантским, изображением Триипостасного Божества и малыми размерами фигур святых, стоящими как стражи душ человеческих под сенью явившейся небесной реальности.