Иконы Спасо-Преображенского собора

Крупнейший в губернии, главный храм Рыбинска, «краса Поволжья» Спасо-Преображенский собор (1838–1851) в 1929 году был закрыт, изуродован, разграблен. Чудом уцелевший в советские годы, он полностью утратил все внутреннее убранство. Приходской общине Собор был возвращен 1996-1999 годах.
Нынешнее иконное убранство Собора составляют исключительно пожертвования горожан. Верные хранители рыбинских святынь сберегли иконы для будущих поколений православных рыбинцев. Так, образ Богоматери Печерской, предположительно написанный мастерами-романовцами, удалось спасти при разгроме Леушинского монастыря в 1930 году, а икону Спаса Нерукотворного – аналойный образ из храма во имя Нерукотворного Образа Спасителя на улице Пушкинской в Рыбинске - всю жизнь хранила у себя дома прихожанка закрытого Спасского храма. Икона является копией с прославленной в Петербурге чудотворной иконы Спаса Нерукотворного из Летнего дворца Петра.
Традиция тесных художественных контактов с Петербургом была продолжена благодаря популярности в церковной среде икон, вышедших из петербургской мастерской М.С. Пешехонова. Близка «пешехоновским письмам» икона «Богоматерь Всех скорбящих Радость».
подробнее кратко
БОГОМАТЕРЬ ПЕЧЕРСКАЯ Конец XVIII – первая четверть XIX века Дерево, темпера Происходит из Леушинского монастыря. Эпоха классицизма в этой иконе сказывается только в формах роскошного трона Царицы Небесной. В облике Богоматери нет изображения атрибутов царской власти. Она преисполнена мягкой материнской заботы. Молитвенная сосредоточенность образа не нарушается внешними живописными эффектами. Письмо иконы сугубо традиционно, в нем чувствует верность стилистике ярославской школы XVII в. Это сказывается в округлости ликов, теплоте колорита. Уверенный артистизм шрифта, тонкость разделки трона в технике «под гравюру» и личное с мягкими плавями светлых охр, сближают икону с произведениями, вышедшими из мастерских города Романова. Икона была пожертвована в храм Казанской Божией Матери города Рыбинска дочерью протоиерея Николая Архангельского Надеждой Архангельской, служившей регентом в храме Успения Пресвятой Богородицы села Балобанова, а затем ставшей прихожанкой Казанского храма в Рыбинске. В семью Архангельских икону передала их знакомая учительница, которой удалось спасти образ при разгроме Леушинского монастыря в 1930 г.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ Конец XVIII- первая половина XIX века Дерево, масло Реставрировалась в 2005 году. Иконописец умело и точно распределил светотень в своем произведении. Создается впечатление, что фигура святого, написанная очень правдоподобно, в мягкой светотеневой манере, выступает навстречу молящемуся прямо из мрачно-предгрозовой массы туч. Мастер заливает благословляющую десницу потоком света, контрастное освещение придает ей почти скульптурный объем. Фигура святого воспринимается почти осязаемо, вызывая эффект удивительной близости изображенного великого святого к созерцающему его образ. Останавливает на себе внимание проницательный взгляд святителя. Он - действительно народный святой, «скорый помощник», всегда готовый прийти на помощь в трудную минуту. На приходе этот образ почитается особо. Его чудесная помощь людям продолжается и в наши дни, чему свидетельство - многочисленные привески перед иконой.
БОГОМАТЕРЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ Середина XIX века Петербург (?) Дерево, темпера, масло Пожертвована в Спасо-Преображенский собор города Рыбинска в 2004 году. На иконе сюжет представлен в сокращенной иконографической редакции, характерной для периода зрелого классицизма в церковной живописи. Полукруглому навершию иконы отвечает большой световой овал славы вокруг фигуры Божией Матери. Наибольшей силы это невещественное свечение достигает в изображении ризы Младенца Христа и лучезарно расходится во все стороны. Объемная, подсвеченная из центра, своеобразная рама из облаков вокруг фигуры Богородицы создает эффект бездонной глубины небесного свода. Между небом и землей расположены два ангела, посланные в услужение Богородице: один простирает над нагим человеком белую пелену, второй подает алчущим круглый хлеб как символ Хлеба Небесного-Мессии, сшедшего с небес. Ангелы укрывают и питают, укрепляют и врачуют. На иконе видна редкая и своеобразная деталь – некоторые из страждущих изображены с забинтованными головами. Многослойная живопись, напоминающая по манере письмо известной петербургской мастерской Пешехоновых, отличается высоким профессионализмом.
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ После 1872 года Дерево, темпера Происходит из Спасской церкви города Рыбинска. Икона в деталях воспроизводит характер письма лика, степень его потемнения от времени и драгоценный убор знаменитой петербургской чудотворной иконы Спаса Нерукотворного в терновом венце. С XVIII в. она была самой почитаемой иконой в Санкт-Петербурге (ныне - в Преображенском соборе). К Петру I образ попал от графа Ф.А. Головина и сопровождал царя в военных походах. Икона была чтимой святыней Дома Романовых, перед ней молились все русские императоры. Дата изготовления драгоценной ризы для чудотворного образа точно известна – 1872 год. Соответственно рыбинская икона написана, очевидно, в Петербурге после 1872 года. Чеканка по золоту имитирует драгоценное убранство оклада первообраза. Подобные иконы писали, как правило, на кипарисовых досках, как и данный образ. Икона была пожертвована в Рыбинский собор пожилой прихожанкой, которая после закрытия храма во имя Нерукотворного Образа Спаса на улице Пушкинской в Рыбинске, сохранила икону дома. Храм, построенный в 1861-1868 гг., в 1930-х годах был закрыт и перестроен.
СВЯТАЯ ТРОИЦА (ОТЕЧЕСТВО) С ПРЕДСТОЯЩИМИ ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ После 1903 года Дерево, масло Пожертвована в Спасо-Преображенский собор в 2008 году. В композиции иконы господствует изображение Святой Троицы Новозаветной в типе «Отечество». На иконе Бог Отец представлен в образе старца, «Ветхого деньми», восседающего на шестикрылых серафимах. Подобное изображение – западная традиция. В восточной – это один из образов Второй Ипостаси, Бога Слова, так как «Бога никтоже виде нигдеже». «Ветхий Деньми» - также одно из имен Сына Божия. На коленах Бога Отца восседает Бог Сын в образе Младенца Эммануила. Бог Дух Святой в виде белого голубя парит над главой Бога Сына на лоне Бога Отца. Под белыми крылами ангелов, на земле изображены (слева направо): преп. Серафим Саровский Чудотворец, преп. Василий Декаполит, св. Ангел-хранитель, священномуч. Харлампий. Для старообрядческой среды характерен развитый культ Ангела хранителя и частое обращение к теме «Отечества». Икона написана в позднеакадемической манере. Впечатляющее величие ей придает контраст масштабов между гигантским, изображением Триипостасного Божества и малыми размерами фигур святых, стоящими как стражи душ человеческих под сенью явившейся небесной реальности.