Иконы храма во имя Казанской иконы Божией Матери

В храме во имя Казанской иконы Божией Матери хранится немало чтимых в городе святынь.
Известно, что архимандрит Павел (Груздев), сделал все возможное для прославления чудотворного образа Богоматери «Достойно есть» - на богослужения в дни празднования иконе всегда собирается огромное число народа. Эта паломническая святыня относится к числу исконно святогорских икон.
Икона Богоматери «Недремлющее Око» – образ протоиерея Родиона Путятина - промыслом Божиим вернулась в Рыбинск в постсоветское время.
Исторически так сложилось, что у Рыбинска возникли крепкие торговые и культурные связи с Петербургом – колыбелью русской академической иконы. Ранними первоклассными примерами таких икон могут служить иконы «Богоматерь Всех скорбящих Радость», «Святые равноапостольные Константин и Елена в предстоянии Кресту» и «Мученики Козьма и Дамиан» 1837 года.
Колористический строй стоящих особняком иерусалимских образов «Рождество Христово с сюжетами» и «Распятие с сюжетами» рождает целый пласт культурных ассоциаций от фресок Джотто и картин Чимабуэ до русского церковного модерна в росписях и иконах М. Нестерова и В. Васнецова.
подробнее кратко
БОГОМАТЕРЬ «НЕДРЕМЛЮЩЕЕ ОКО» Конец XVIII века Холст на доске, масло. В основе иконографии лежит, очевидно, картина неизвестного мастера круга К. Мараты (1625–1713), находящаяся в Угличском музее. Сон Младенца Христа прообразует грядущий сон смерти, а печальный лик Богоматери - ожидающие Ее страдания при Кресте. В нижней части иконы на щите надпись: «АЗЪ СПЛЮ А СЕРДЦЕ МОЕ БДИТЪ / Песнь песней глава 5:2». Икона будит вечные чувства материнской верности, самопожертвования, нежного любования спящим чадом. Согласно преданию и надписи внизу иконы, этот образ с XVIII в. находился в семье протоиерея, настоятеля Рыбинского собора Родиона Тимофеевича Путятина (1806–1869). После его кончины дочь пожертвовала чтимый образ в подворье Угличского Богоявленского монастыря в Рыбинске (ул. Вокзальная, 22). С 1919 г. реликвия хранилась у священника храма Архангела Михаила в Бору под Угличем Сергия (Ярославского), в будущем — Кассиана, архиепископа Костромского и Галичского. Перед кончиной он завещал архиепископу Костромскому и Галичскому Александру (Могилеву) передать икону в рыбинский Спасо-Преображенский собор в случае его открытия. Передача произошла 22 августа 1997 г. во время Богослужения, возглавляемого Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (РОМАНОВСКИЙ) Конец XVIII- первая треть XIX века Поздние прописи Дерево, темпера Происходит из Покровского монастыря преп. Паисия Угличского. Икона по иконографии восходит к чудотворному образу Всемилостивого Спаса XV в. из Воскресенского собора города Романово-Борисоглебска (ныне — Тутаев). Утрированно-резкие черты, акцентирующие суровость Судии мира, выдают руку мастера-старообрядца. Подобная иконография имела незначительный ареал написания и распространения, и можно предположить, что икона была написана непосредственно в Романово-Борисоглебске — центре старообрядческого иконописания на Верхней Волге. В верхнем левом углу средника помещена икона Богородицы Тихвинской, в правом — Богородицы Толгской в обратном переводе. Обе иконы Божией Матери являются святынями Ярославского края. По свидетельству протоиерея Григория (Гогишвили), икона происходит из Покровского монастыря преп. Паисия Угличского, ныне затопленного Угличским водохранилищем. Икона была спасена от уничтожения и выкуплена протоиереем Михаилом Митрофановичем Халюто, с 1961 по 1995 гг. настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покров Рыбинского района.
БОГОМАТЕРЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ 1837 год Санкт-Петербург Дерево, масло. Облачный светящийся ореол с Богородицей и Младенцем Христом касается земли, клубы облаков под Ее ногами ложатся прямо на берег реки. Создается впечатление, что Царица Небесная готова сделать шаг вперед и пойти по траве навстречу страждущим. Она так близка бедствующим и ждущим помощи людям, что молитвой к Сыну буквально низводит небо на землю. Одежды предстоящих написаны землистыми тонами; небесные гости — ангелы в сияющих облачениях сразу выделяются на их фоне. Горний мир в лучезарном свете входит в земную жизнь, даруя всем скорбящим радость. На иконе присутствует мотив корабля, заимствованный из западноевропейского извода, именуемого «Мадонна мореплавателей». Разбушевавшаяся стихия метафорически понимается в акафисте и как греховное состояние самого человека, и как образ внешних искушений. Интересно, что на иконе в воде изображен тонущий и поднявший руки кверху человек. Вместе с тем в акафисте Богоматерь прославляется как «обуреваемых тихое пристанище». Пейзаж с парусником и поэтичен, и достоверен, привычен для глаза петербуржца. Судя по стилистике письма, икона написана мастером-академистом в петербургской мастерской.
МУЧЕНИКИ КОСЬМА И ДАМИАН 1837 год Санкт-Петербург Дерево, масло. В Церкви почитается три пары святых врачей-бессребреников с именами Косьмы и Дамиана. Все они жили в IV веке, были братьями, врачами, лечившими безвозмездно и призывавшими исцеленных уверовать в Христа. Римские мученики были убиты завистником-врачом при императоре Карине в 284 г. (память 1/14 июля), святые Косьма и Дамиан Асийские и Аравийские скончались мирно (память 1/14 ноября и 17/30 октября). Поскольку на иконе святые названы великомучениками, можно заключить, что изображены святые Косьма и Дамиан Римские. Святые целители изображены без своих привычных атрибутов — коробочек-пиксид для лекарств, кисточек, лжиц и палочек для елея. Нет в их руках и крестов. Жесты свободны, святые находятся в молитвенном общении друг с другом. Мастер включает в композицию иконы характерную для времени зрелого столичного классицизма деталь — в облаках вместо фигуры Бога написан равносторонний треугольник — символ Святой Троицы. Стилистически икона близка образам Богоматери «Всех скорбящих Радость» (см. № 157) и святых равноапостольных Константина и Елены (см. № 159).
СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА В ПРЕДСТОЯНИИ КРЕСТУ 1837 год Санкт-Петербург Дерево, масло. Мать св. Константина, царица Елена (244–327), отправилась в паломничество на Святую землю и вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием в 326 г. чудесным образом обрела Животворящий Крест, на котором был распят Христос. В подтверждение подлинности Креста от его Древа воскрес умерший, которого несли на кладбище. Царица и Патриарх, став на возвышенном месте, воздвигли Крест над народом, что впоследствии легло в основание праздника Воздвижения Креста Господня. Вернувшись, св. Елена принесла часть древа Креста и святые Гвозди Распятия. Праздник Обретения Креста Господня стал основой для формирования иконографии, представленной на иконе. Святые на иконе облачены в императорские далматики и короны. Оттенки красного цвета играют важную роль в эмоциональном строе образа, символически указывая на царскую порфиру их славы на земле и на небесах, а также о стяжании ими дара любви. Массивный темный крест на фоне яркого светового прорыва в облаках напоминает также и о явлении св. Константину креста в небе перед битвой против Максенция.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО С СЮЖЕТАМИ Иерусалим 1870-1880-е годы Дерево, темпера. Икона-реликвия написана на доске из финиковой пальмы и освящена в Вифлееме, в пещере Рождества Христова. Ей присущ сдержанный, величавый документализм, в своей архаике отчасти сближающий икону по духу со средневековыми миниатюрами в рукописях западноевропейских Менологиев. Крестообразная форма средней части создает подобие геральдического щита, вновь пробуждая ассоциации с европейским Средневековьем. Икона, скорее всего, написана греческим мастером, на заказ для России. Некоторая «лубочная» упрощенность и скорописность находит прямые аналогии в произведениях афонских и иерусалимских резчиков по перламутру. По свидетельству протоиерея Григория (Гогишвили), обе иконы (эта и № 161) по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского были пожертвованы в Покровский монастырь села Быково Некоузского района. В советские годы иконы сохранила у себя блаженная монахиня Степанида, передав их архимандриту Павлу (Груздеву), который подарил их в Казанский храм города Рыбинска.
РАСПЯТИЕ С СЮЖЕТАМИ Иерусалим 1870–1880-е годы Дерево, темпера. Эта икона-реликвия написана на доске из финиковой пальмы и освящена на Голгофе в Иерусалиме. На иконе у подножия Креста Христова, водруженного на Голгофе, установлен престол новозаветного христианского храма, на котором во время каждой Евхаристии Плоть и Кровь Христова отдается за жизнь мира. На престоле находятся Чаша со Святыми Дарами, Евангелие и дарохранительница, за престолом - семисвечник. Изображение этих литургических предметов повторяет реальное убранство престола христианского храма. По сторонам от крестного Древа стоят шесть подсвечников с горящими свечами - многозначный образ христианской символики. Сумеречное звездное небо, когда «солнце лучи свои потаило», подчеркивает вселенский масштаб свершившегося события. В угловых медальонах изображены сцены Благовещения, Рождества Христова, Моления о Чаше и Воскресения. В горизонтальном овале представлена Св. Троица Ветхозаветная с праотцами Авраамом и Саррой.
БОГОМАТЕРЬ «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИЛИ МИЛУЮЩАЯ Афон. Русский Свято-Андреевский скит 1912 год Дерево, смешанная техника. Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть», перед которой впервые была воспета ангельская песнь, ныне находится на Афоне, в Карее в алтаре Успенского собора. Икона была написана в 1912 г. в мастерских Свято-Андреевского афонского скита и дана в награду за трехлетнее послушание в Ильинском скиту на Афоне уроженцу села Верхне-Никульского Некоузского района иеромонаху, затем игумену Иосифу (Мраморному). Он около трех лет шел с иконой пешком на родину. В икону вложены частицы св. мощей священномуч. Харлампия, муч. Трифона и преп. Нила Синайского. Икона прославилась чудотворениями. По воспоминаниям прот. Григория (Гогишвили), архимандрит Павел (Груздев) при закрытии в 1960 г. храма в селе Борзово Рыбинского района, где он совершал служение, выбрал местом своего будущего 32-летнего служения Троицкий храм села Верхне-Никульского, так как в нем пребывал этот чудотворный образ. Богослужения в дни празднования иконе всегда проходили там при огромном стечении народа. По благословению архимандрита Павла Груздева в 1992 г. икона была передана в храм Казанской иконы Богоматери в Рыбинске.