Иконы храма во имя великомученика Георгия Победоносца

Иконы стиля барокко редки в рыбинских храмах. Поистине неземное величие образу «Спас Вседержитель на престоле» придают роскошные барочные формы трона, а уподобленные золотым раковинам доспехи святого Иоанна Воина символизируют небесную славу ратоборца.
Автор иконы «Введение Пресвятой Богородицы во храм» перенял с копируемой картины художника-академиста лишь самый ее дух, античные мотивы и греко-римский тип ликов, завуалировав первоисточник.
Иконография же образа великомученика Пантелеимона восходит к афонскому прототипу – иконе, стоящей у мощей святого. В иконах из мастерских Русского Свято-Пантелеимонова монастыря и Русского Свято-Андреевского скита кристаллизовался исключительно афонский тип письма. Позднебалканская, иллюзорная манера запечатлелась в ангельски-юных ликах с абсолютно правильными чертами, словно рожденных не от касаний кисти, а сотканных из воздуха.
Иконы новопрославленных святых преподобного Серафима Саровского и Святителя Димитрия Ростовского, писались с их прижизненных портретов XVIII–XIX вв., чем определена натуралистичность письма этих образов.
подробнее кратко
МУЧЕНИК ИОАНН ВОИН СО СЦЕНАМИ ЖИТИЯ Последняя четверть XVIII века Дерево, темпера. В России иконы муч. Иоанна Воина (IV в.) часто встречаются в первой четверти XVIII в. Россия в это время вела долгую Северную войну, и св. Иоанна молили о защите от ран, плена, внезапной смерти и об укреплении боевого духа. Не случайно служба св. Иоанну была напечатана в 1708 г. отдельным изданием, а потом неоднократно переиздавалась. На иконе св. Иоанн Воин представлен в алом победном плаще и богатых доспехах – «броне праведности». У ног святого расположены сцены его земных деяний. Справа представлено освобождение мучеником Иоанном узников из темницы; слева - сцена приведения муч. Иоанна к императору. В верхней части показана помощь св. Иоанна юноше-слуге, несправедливо обвиненному в похищении хозяйского имущества. На иконе фигура святого в алом плаще возвышается над всем остальным. Ему вторит огненно-алое небо над главой Христа. Святой вздымает кверху крест и копье. Ассоциативно св. Иоанн с копьем в руке в алом, как у архангела Михаила, плаще, напоминает небесного воина, ведущего духовную битву.
ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ НА ПРЕСТОЛЕ Последняя четверть XVIII века Дерево, темпера. Иконография Христа на престоле более других отвечает описанию Вседержителя в Апокалипсисе: «И вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4: 2, 3). На иконе Христос предстает как Царь Славы. Это подчеркивается обилием твореного золота на складках облачений и на престоле, благодаря чему фигура Спасителя кажется излучающей свет. Глубокий сине-зеленый цвет фона оттеняет горение золота. Живопись иконы ориентирована на образцы ярославской школы конца XVII - середины XVIII в., но исполнена в последней четверти XVIII в. Аналогиями элементов трона – волют, завитков и вазонов - могут служить изображения престола на двух иконах Господа Вседержителя из Ярославского художественного музея. Одна из них, созданная около 1705 г., приписывается выдающемуся ярославскому иконописцу Тихону Филатьеву; другая исполнена в 1747 г. известными ярославскими иконописцами Афанасием и Иваном Шустовыми.
ВВЕДЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ XIX век Дерево, масло. На иконе акцентирована лестница, ведущая в Иерусалимский храм. По ней трехлетняя Богоотроковица восходит как символ чистейшего дара Богу от рода человеческого. По преданию, крыльцо состояло из 15 ступеней по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. На иконе родители Пресвятой Девы смиренно опустились на колени у основания лестницы, провожая взором любимую дочь. Мария скоро и бодро, без посторонней помощи, взошла наверх. Это восхождение глубоко символично. В облике Девы Марии на иконе передана стремительность движения и вместе с тем степенность, не свойственная младенцу, царственность поступи Владычицы мира. Обращает на себя внимание, что при сходстве ракурсов голов профили св. Анны и Девы Марии почти абсолютно схожи. В движениях и жестах праведного Захарии чувствуется его волнение и покорность воле Божией. Вероятно, образцом при написании этой иконы послужила картина или гравюра на этот сюжет. Икона написана в стиле классицизма, для которого характерны античные мотивы и детали, греко-римский тип ликов.
БОГОМАТЕРЬ ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ Середина XIX века Дерево, масло. По преданию, одна из чудотворных икон этого наименования была явлена в середине XVIII в. в селе Бор Калужской губернии. Сбившийся с дороги в лютый мороз благочестивый крестьянин чудом оказался у ворот дома крестьянина соседней деревни, услыхавшего под окном голос: «Возьмите!». Крестьянин по обету заказал список с иконы «Взыскание погибших» из Георгиевской церкви города Болхова Орловской губернии (написана, согласно преданию, в 1707 г.), и пожертвовал его в борский храм. Образ являл чудеса исцелений. В 1848 г. после молитвы перед иконой прекратилась эпидемия холеры в Серпухове. В Москве особо чтится чудотворный образ 1802 года, находящийся в храме Воскресения словущего на Успенском вражке. Более символический аспект богословского смысла этого образа – спасение Богородицей погибших душ людских. Образ Богоматери «Взыскание погибших» получил распространение к середине XIX века. Икона является копией с московской святыни 1802 г. Иконография явно возникла в результате копирования западного образца.
МУЧЕНИКИ ГУРИЙ, САМОН И АВИВ Середина-вторая половина XIX века Дерево, темпера, чеканка по золоту. Самое известное из посмертных чудес мучеников IV века связано с заступничеством за юную жительницу Едессы Евфимию, преданную мужем-двоеженцем. Евфимия стала рабыней первой жены обманщика. Ревнивая жена воина отравила новорожденного ребенка Евфимии, но и сама поплатилась смертью: юная мать утерла платком ядовитую пену с уст младенца и обмакнула платок в чашу, поданную убийце. Евфимию приговорили к казни, но она обратилась с молитвой к мученикам Гурию, Самону и Авиву, и Господь избавил Евфимию от страданий, чудесно перенеся ее в Едессу. По приказу правителя Едессы двоеженец был казнен. Святые Гурий, Самон и Авив традиционно почитаются верующими как покровители супружества. На иконе святые мученики по традиции изображены вместе: в центре помещен Гурий, по правую от него руку – Самон, с другой стороны - Авив. Икона принадлежит к неовизантийскому направлению в иконописи с характерной чеканкой по сусальному золоту фона, с нимбами, имитирующими венцы с эмалью. Лики святых сосредоточены, словно в момент решающего ответа мучителям. Стихарь Авива цвета благородного золотого слитка испещрен золотым растительным «шитьем».
ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ СО СЦЕНАМИ ЖИТИЯ Вторая половина XIX века Дерево, темпера. Из Жития известно, что когда родители принудили св. Алексия вступить в брак, перед венчанием он, простившись с невестой, покинул дом, нищенствовал, ведя жизнь блаженного праведника в Едессе 17 лет. Затем никем не узнанный, он прожил в сенях отцовского имения в Риме еще 17 лет в добровольной нищете, кротко снося издевательства слуг. Перед кончиной преп. Алексий описал свою жизнь на бумаге. В это время в соборе св. Петра во время Литургии от престола исшел глас, указавший на Алексия как на человека Божия. Отец святого с народом поспешил к одру праведника, но уже не застал его в живых. На иконе представлен последний, самый впечатляющий эпизод узнавания в почившем святом, жившем рядом, родного сына и мужа. С присущей народной иконописи эмоциональностью на иконе акцентирован момент этого душевного переворота в сердцах семьи, спасению которой, неисповедимыми судьбами Божьими, была посвящена жизнь святого. Иконописец переходит к «знакописи», формуле события, переданной немногословно: земля, одр, палаты сенатора в виде беседки, фигура святого в однотонном одеянии выглядит монументальной. На полях иконы изображены святые Николай Чудотворец и мученица Дарья (+ 283 год) - надо полагать, святые покровители заказчиков иконы.
ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ ПАНТЕЛЕИМОН Иконописная мастерская Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне 1890-е годы Дерево, масло. Св. Пантелеимон всем оказывал милосердие, безвозмездно леча страждущих, утешая узников, раздавая имущество нищим. Претерпев тяжкие пытки за отказ принести языческие жертвы, святой целитель был обезглавлен (305 г.). По словам Жития, из ран его истекли кровь и молоко, а масличное дерево, к которому был привязан святой во время истязаний, покрылось маслинами. Святой Пантелеимон – один из самых почитаемых в России святых. Иконописные мастерские Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон во множестве писали иконы святого целителя для тысяч паломников. Изображения святого несут на себе отпечаток позднебалканской иконописной культуры. Иконография образа восходит к афонскому прототипу – иконе, стоящей у мощей святого. Лик целителя идеально правилен и, несмотря на иллюзорную натуралистичность, несколько отстранен: в нем запечатлены. полная бесстрастность и ангельская чистота. Св. Пантелеимон держит ложечку и ларец с лекарствами – атрибуты его святого врачевания. Ложечка напоминает лжицу для причастия – символ исцеления больных призыванием имени Христа.
БОГОМАТЕРЬ СКОРОПОСЛУШНИЦА Афон. Русский Андреевский скит Конец XIX века Дерево, смешанная техника. Первообраз иконы Богоматери «Скоропослушница» находится на Афоне в монастыре Дохиар и, по преданию, был написан при жизни основателя обители преподобного Неофита в X в. В XVII в. образ прославился исцелениями, помощью на море, избавлением от плена. Икона является одним из списков с чудотворной афонской святыни. В правом нижнем углу иконы на лицевой стороне имеется надпись: «СIЯ СВ ИКОНА ПИСАНА И ОСВЯЩЕНА НА С АФОНС / КОЙ ГОРЕ В РУССК. АНДРЕЕВСКОМ СКИТЕ». Начало русскому Андреевскому скиту на горе Афон было положено в начале 1840-х годов русскими монахами Виссарионом и Варсонофием. Монахам покровительствовали граф А.Н. Муравьев, великий князь Алексей Александрович (сын императора Александра II), который в 1867 г. собственноручно заложил в скиту собор св. Андрея Первозванного. В процветающей обители стало развиваться иконописание; в начале XX в. там имелось большое собрание древней иконописи. Икона – произведение русского мастера с Афона. Неуловимые глазом переходы тонов вплавлены друг в друга тончайшими лессировками. Дымчатое притенение золота фона придает образу облачную мягкость, какая бывает на вершинах «святоименного Афона, мысленного Богородицы и красного рая».
СВЯТАЯ ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ СО СВЯТЫМИ НА ПОЛЯХ Конец XIX – начало XX века Палех Дерево, темпера. Кроме основного богословского смысла изображения Трех Ипостасей Святой Троицы, на иконе представлена история гостеприимства Авраама. Гостелюбивые праведники супруги Авраам и Сарра угостили необычных путников хлебами и теленком «нежным и хорошим». На иконе отсутствует эпизод заклания жертвенного тельца. Вместо этого символического угощения на трапезном столе в чаше изображен букет цветов. В руках Авраама также блюдо с цветами. Традиционно Чаша напротив среднего Ангела ассоциировалась с образом Крестной Жертвы Христа. Возможно, мотив пышных цветов здесь следует понимать как прославление этой Жертвы и как намек на процветшее древо Креста плодами страданий Христовых. Тонкость письма ликов, манера нанесения пробелов на одеждах частой золотой штриховкой, нежность переливов холодных голубых оттенков ангельских крыльев и облачений требуют от иконописца большого мастерства и твердости руки. Всем этим арсеналом средств, несомненно, владел мастер иконы - скорее всего, палешанин.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ После 1903 года Дерево, масло, чеканка по золоту. Преподобный Серафим Саровский (1759-1833) – великий святой нового времени. В 17 лет он поступил в Саровскую пустынь Нижегородской губернии. Явившаяся в видении Богородица произнесла о нем: «Этот нашего рода», а на Литургии он удостоился в храме видения Христа. С 35 лет преп. Серафим жил в уединении в дальней пустыньке в пяти верстах от обители. В это время он 1000 дней и ночей простоял на камне в молитве. Зверски избитый разбойниками, святой простил злодеев. В 1793 г. преп. Серафим был посвящен в иерейский сан. После многолетнего затвора прозорливец взял на себя подвиг старчества, принимая тысячи посетителей, наставляя и утешая. Приходящих он встречал словами: «Радость моя! Христос Воскресе!». В основе иконографии преподобного – его прижизненные портреты, написанные художниками Евстафьевым и Серебряковым. Ныне эти портреты находятся в патриарших резиденциях в Москве и в Переделкине. Икона восходит к портрету Серебрякова, но трактовка образа необычна. Иконописец изобразил не благостного всепрощающего старца, но провидца, скорбящего о грехах мира. Смысловым центром иконы являются преувеличенно большие очи преподобного.