Иконы храма во имя Вознесения Господня

Вознесенский храм был единственным действующим в Рыбинске все советские годы храмом.
Наиболее ранний образ в нем - икону «Святитель Николай Можайский» - можно назвать классическим ярославским произведением. Краски ее словно взяты с палитры ярославских изографов круга Федора Игнатьева.
Все иконы иконостаса предположительно были исполнены мастерами-романовцами.
А вот икона «Чудо великомуч. Георгия о змие», вероятно, представляет, как это ни парадоксально звучит, «академическое палехское направление».
Об ориентации жертвователей и благоукрасителей храма на столичные вкусы свидетельствует икона Богоматери Казанской - копия прославленной святыни из Казанского собора на Невском проспекте. Письмо ее в сочетании с чеканкой по золоту в деталях имитирует характер и состояние живописи оригинала и драгоценного оклада. Также, вероятно, образцом при написании иконы «Благословение детей» послужил сюжет росписи «Христос и дети» В.К.Шебуева в Исаакиевском соборе Петербурга.
подробнее кратко
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ (МОЖАЙСКИЙ) Первая треть XVIII века Дерево, темпера. Главный богословский смысл этого образа - защита силою молитвы великого угодника Божия православного города от вражеских нападений. Первые иконы такого извода появляются в XV в. Форма меча в виде кривой сабли встречается в иконописи с XVI в. Краски иконы, как и поза святителя, торжественно подъемлющего меч, ассоциируются с празднованием военного триумфа. Эту ноту вносят пламенно-алая лента омофора, нежная теплота фелони святителя с золотым узором, закатно-розовый град в руке Чудотворца. При этом темный лик святого, озаренный вспышками белильных «светов», исполнен духовной энергии, которая некогда и обеспечила чудесную победу. По особенностям личного письма, характеру облаков и орнаментов, по сочетанию в колорите золотисто-розовых и алых тонов, дополненных жемчужно-зелеными оттенками, икона близка к ярославской иконописи начала XVIII в.
БОГОМАТЕРЬ ТИХВИНСКАЯ Конец XVII-начало XVIII века (?) Поновления конца XX века. Происхождение публикуемой иконы доподлинно неизвестно. Существует предание, что она до затопления в 1940 году мологских земель рыбинским водохранилищем находилась в мологском Афанасьевском монастыре и являлась чтимым списком с упомянутого выше чудотворного образа. Размеры ее - 128 х 92 см - близки древней чудотворной. Золотые детали и нимбы поновлены в конце XX века. На иконе из Вознесенского храма обращает на себя внимание несколько необычное положение благословляющей десницы Младенца Христа. Персты сложены близко к именословному священническому благословению, но сама кисть руки развернута ладонью внутрь, к Христу (так называемое «закрытое благословение», характерное для памятников древней иконописи). Широкие отвороты мафория ломаными линиями каймы направляют взгляд молящегося клику Божией Матери. В ритме складок и аскетизме палитры иконы, лаконизме контуров и монументальности, вероятно, передается суровость древнего образца.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Конец XVIII-начало XIX века Дерево, темпера. Публикуемая икона – храмовый образ Вознесенской церкви. Несомненна общность манеры ее письма с иконой Успения Богоматери из местного ряда иконостаса Вознесенского храма и с иконами праздничного ряда этого же иконостаса, что говорит о едином заказе и о написании икон одной артелью иконописцев из Романова. Композиция имеет ряд особенностей. Так, камень с отпечатками стоп Спасителя лежит впереди, возле ног Божией Матери. Иконописец акцентирует это материальное свидетельство Вознесения Господня. Нарастающий ритм склоненных у камня фигур передает противоречивые, сложные чувства, которые, вероятно, владели апостолами в этот таинственный момент. Фигура Пречистой Матери Божией приподнята над остальными, возникает впечатление, что Она тоже, вслед за своим Божественным Сыном, готова вознестись ввысь. Еще одна отличительная особенность иконы – множество трубящих и славословящих ангелов, образующих многоголосый хор, воспевающий победный гимн Вознесению.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Конец XVIII-начало XIX века Дерево, темпера. На иконе из Вознесенского храма ложе с усопшей Богоматерью окружают 12 апостолов, святители, иерусалимские жены. Обилие фигур создает впечатление многолюдной панихиды, где каждый, почтительно и вместе с тем эмоционально выражая свою скорбь, произносит слова прощания. Весьма редкой для поздней иконописи особенностью публикуемой иконы является изображение фигур летящих апостолов в полный рост. Карниз, замыкающий с трех сторон земную сцену, организует пространство и отграничивает мир горний от дольнего. Мастер иконы - вероятно, романовец. Он владеет всем арсеналом художественных приемов ярославских изографов конца XVII - первой половины XVIII века, переплавляя их в новое пластическое целое, создавая многоголосую симфонию бруснично-розовых, карминных, сложно-фиолетовых, охристо-алых, жемчужных, теплых зеленых цветов на изящно прорисованных складках облачений.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Конец XVIII-начало XIX века. Дерево, темпера. Эту икону скорее можно назвать поклонением пастухов. Ангелы поклоняются Христу у самых яслей (подобные решения встречаются в западноевропейской живописи и гравюрах). Художник выбрал для иконы светлые краски. Кажется, что свет исходит от Младенца, смиренно лежащего в яслях и повитого в белые пелены – одновременно и рождественские, и погребальные. Препоясанный алой лентой Христос здесь - жертвенный Агнец, готовый к закланию. Складывается впечатление, что мастер просто не мог не похвалиться знанием новшеств иконописного искусства. Стены с пробитыми в них арками позволяют ему показать причудливый силуэт и кристаллическую структуру разбитого камня. Эффектный мотив оправдан с точки зрения христианской символики: руины ветхого мира стали колыбелью Агнца Нового Завета. Кроме того, благодаря искусственно выломанным стенам слева и справа видны дополнительные эпизоды, из которых складывается полнота повествования о Рождестве Христовом: скачущие на конях волхвы и стоящие неподалеку от пещеры пастухи. Икона, скорее всего, - произведение романовских мастеров.
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО Конец XVIII-начало XIX века. Дерево, темпера. На иконе Воскресение Христово изображено в типе «Восстание Христа от гроба», который получает распространение в русском искусстве в XVII в. На сложение композиции из литературных источников повлияли канонические евангельские тексты, святоотеческие творения и апокрифы, из живописных источников – западноевропейские гравюры и картины. Ни одно каноническое Евангелие не сообщает о том, как совершилось Воскресение. Оно описано лишь в апокрифическом «Евангелии Петра». На иконе на краю гробницы восседает ангел в блистающих одеждах. Смятение воинов, отгораживающихся щитами от необыкновенного видения, прекрасно передано на иконе. Слева от облачной славы Христа изображены три жены-мироносицы. В правой части иконы изображено явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. Манера письма иконы идентична живописи икона Рождества Христова из этого же чина.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ (МОЖАЙСКИЙ) Середина XIX века. Дерево, темпера. После горячей молитвы жителей осажденного татарами в 1302 г. Можайска святитель явился в воздухе над городским собором с мечом в одной руке и храмом (или городом) в другой. Враг в ужасе бежал. Благодарные жители воплотили явившийся образ Святителя в деревянной резьбе. На иконе статуарность фигуры напоминает о ее деревянном прототипе. Могучая фигура святителя с крупными, как бы точеными формами, подчеркнутыми широкими золотыми пробелами, олицетворяет надежность покровительства, твердыню веры. Лик святого с близко сведенными к переносью бровями полон решимости. Это - тип воителя, твердого и непреклонного. В правой руке св. Николай держит поднятый вверх обнаженный меч, в левой – храм с пятью луковичными главами, облик которого воспроизводит реальный старый Никольский собор Можайска. Отпечаток некоторой помпезности имперского начала, свойственный неовизантийскому стилю, в иконе удачно совпал с идеей образа святого - охранителя от врагов видимых и невидимых.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ Середина XIX века. Дерево, темпера. Икона писалась одновременно и в одной мастерской с иконой свт. Николая Можайского, также находящейся в Вознесенском храме (см. № 137). Единый заказ очевиден из общности манеры письма обеих икон, типа образов, почти идентичному рисунку чеканных орнаментов на полях. Образный строй иконы Благовещения монументален. Это впечатление складывается не столько в силу больших размеров иконы, сколько благодаря обобщенным, будто литым, формам, резкой вычерченности контуров. Дева Мария на иконе словно полна осознания великой тяжести служения миру, которую Ей предстоит нести. Поступь архангела не назовешь легкой, летящей, он ступает по земле по-человечески весомо, погруженный в таинство благовествования. Детали интерьера – аналой с лежащей на нем Библией и седалище Богоматери - написаны подчеркнуто материально. В фигурных точеных ножках седалища даже узнаются формы мебели из красного дерева, изготовленной в стиле классицизма и реально бытовавшей в домах. В архитектуре тоже видны приметы времени: рельефные венки гирлянд и колонны с коринфскими капителями.
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ XIX век. Прописана в 1990-х годах. Дерево, масло. На иконе святитель представлен в рост в полном пасхальном архиерейском облачении. Саккос с позвонцами призван напоминать об обязанности смело и открыто возвещать слово Божие в мире. Белый омофор в древности даже изготавливался из овечьей шерсти, указывая на миссию епископа находить потерянные души человеческие. Митра — символ тернового венца Господа, ставшего венцом Воскресения. Поверх омофора – наперсный крест, в изображение которого вмонтирована дробница с частицей св. мощей святителя Димитрия, и панагия с образом Богородицы с Младенцем. Четырехугольный плат – палица, надетая на правом боку поверх саккоса, - символизирует меч духовный. Жезл — предназначен, чтобы собирать и охранять овец словесных, вести ко Христу. Святитель стоит на особом коврике с изображением орла — царь-птицы, которая, согласно библейской символике, указывает на высоту полета, зоркость, любовь и заботу о птенцах. За спиной свт. Димитрия - вид ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, где по сей день почивают его мощи. Слева изображен Димитриевский храм. Правее, во всей видимости, показан древний Зачатьевский храм. По особенностям иллюзорной техники письма масляными красками образ можно назвать иконой-картиной.
ЧУДО СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ Вторая половина XIX века. Дерево, масло. Св. Георгий родился в Каппадокии, занимал высокое положение в войске императора Диоклетиана (284-305). Отстаивая христианскую веру, св. Георгий принял мучения, обезглавлен в 303 году. Согласно Житию, в городе Лаодикии появился страшный змей. Последней жертвой его должна была стать сама дочь царя. Св. Георгий, осенив себя крестом, бросился с копьем на чудище, и поверг его. Царевна сама привела в город укрощенного дракона, царский двор и жители приняли крещение. На иконе сцена не обезображена кровью зверя, ничто, кроме его мрачно-стального тела, не омрачает застывшей красоты происходящего. Знойный южный пейзаж с синим взморьем, с нежными тенями на каменных плитах парапета, с куполом восточного дворца кажется списанным с натуры где-нибудь в Крыму. Привлекает взгляд скульптурное изваяние египетского сфинкса, призванного обозначить дохристианское состояние мира, но здесь оно больше похоже на статую льва, лежащую где-нибудь на аллее старой русской усадьбы. Икона близка по духу салонным картинам художников-академистов круга Г.И. Семирадского с его романтическим историзмом. Не исключено, что эта икона принадлежит кисти палехского мастера, работающего в Петербурге.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ Вторая половина XIX века. Дерево, масло. Сцены благословения Христом детей описаны в Евангелии. Христос говорит о детской вере – искренней и не нуждающейся в рациональных доказательствах. Христос возлагает особую ответственность на взрослых, лишающих детей возможности Богообщения. В более широком христианском понимании для Отца Небесного все люди – дети Божии, нуждающиеся в истинном воспитании как наследники Его Небесного Царства. На иконе Христос изображен касающимся десницей головы ребенка. Преподание благословения через возложение рук является древнейшим. Образцом при написании иконы, вероятно, послужил сюжет росписи «Христос и дети» В.К.Шебуева (1777-1855) в Исаакиевском соборе Петербурга. Правда, при общем сходстве композиции в иконе больше душевности и теплоты, сцена выглядит камерно и естественно. Христос как любящий отец обнимает дитя, с нежностью касается головы оробевшего малыша, подталкиваемого вперед матерью. Академическая манера письма с реалистической передачей пространства, наблюдательность художника и психологизм деталей придает сцене жизненную достоверность.
СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА И МУЧЕНИЦА НАДЕЖДА После 1885 года. Дерево, масло. В 1877-1885 годах по прошению церковного старосты купца Николая Ионовича Тюменева было получено благословение на расширение Вознесенского храма двумя боковыми пристройками. В одной из них устроили придельный храм в честь свт. Александра Константинопольского, великомуч. Екатерины, муч. Надежды и преп. Марии Египетской. Икона – храмовый образ этого придела. Святые на иконе воспринимаются как некая святая семья, хотя и не связанная узами кровного родства, - семья духовная. Вероятно, эта особенность отражает и замысел художника, и пожелания жертвователей и строителей придела. Проникновенный жест-обращение св. Надежды - десятилетней девочки-мученицы - ладонь, раскрытая навстречу созерцающему икону, связывает воедино пространство иконы и пространство перед ней, как бы приглашая к молитвенному диалогу. Композиция иконы подчинена строгой симметрии и отличается лаконичной завершенностью. Это проявилось в особой правильности форм, напоминающих мраморные античные изваяния - предмет постоянных штудий художника-академиста.
БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ Конец XIX века. Дерево, темпера. Одной из главных святынь Санкт-Петербурга с начала XVIII в. стала Казанская икона Божией Матери, написанная по заказу царицы Прасковьи Федоровны (супруги старшего брата и соправителя Петра I, Ивана Алексеевича) и находившаяся в церкви Рождества Богородицы на Петербургской стороне. Этот увеличенный (примерно 58 х 53,5 см) список с 1811 г. пребывал в Казанском соборе на Невском проспекте. Ко дню освящения собора (15 сентября 1811 г.) икону украсили золотым окладом с жемчугом и драгоценными камнями. Оклад был изъят в годы советской власти, но икона уцелела и ныне вновь находится в Казанском соборе. Икона точно копирует облик чтимого списка Казанской явленной иконы, находящегося в петербургском Казанском соборе. Чеканка по золоту имитирует оклад и драгоценные камни. С большой любовью и безусловным знанием чтимой петербургской святыни передано убранство ее дорогой ризы (возможно, правда, это знакомство ограничивалось литографированным изображением столичного образа). На изготовлении таких памятных икон-копий специализировались иконописные мастерские Петербурга.
БОГОМАТЕРЬ НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ Конец XIX - начало XX века. Дерево, темпера (икона); бисер, жемчуг (?), стеклярус, шитье золотной и серебряной нитью, стразы (?) (оклад). Литературным источником иконографии послужила история чуда от иконы Богоматери, изложенная в сочинении свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» (1680 г.). Некий грешник, всякий раз идя на греховное дело, молился перед иконой Богоматери. Однажды на руках и ногах Богомладенца открылись язвы. Потрясенный грешник раскаялся, и Матерь Божия умолила Христа о помиловании его. Беззаконник, получив уже нечаянную им радость прощения, полностью изменил свою жизнь. Древнейшая из известных почитаемых икон Богоматери «Нечаянная радость» была вложена в московскую церковь Неопалимой Купины в Хамовниках в 1835 г. по словесному завещанию прихожанки Александры Куницыной. Особое почитание иконы началось в 1837 г. после того, как у иконы начались чудеса исцелений. На иконе интерьер, прочеканенный по сусальному золоту фона, с образом Богоматери в широком киоте воспроизводит чеканный рельеф драгоценного оклада чудотворного образа. Икона весьма точно копирует чтимый оригинал. На руках, ногах и ребре Богомладенца видны кровоточащие раны.