Декоративное искусство

Для массового производства Ю.Н. Горбунов предложил вариации формы сервиза «Первомайский», затем разработал новые чайные сервизы «Стожок», «Конический» и кофейный «Комелёк» (1960-е гг.). Художнику удалось создать в каждом комплекте единство различных по назначению предметов, добиться гармоничного сочетания общего объёма и отдельных частей и деталей (крышек, ручек). Эта работа Горбунова была отмечена критиками.
В сервизе «Стожок» обтекаемая форма чайника и сахарницы составляла единый объём, имитирующий стог, ручки и носик чайника были уменьшены в размерах так, чтобы не разрушалась целостность и, в тоже время, это не шло в ущерб функциональности предмета. Гармонично сочетались с формой росписи: «Вертикальные дорожки» (Г.Н. Леонтьевой), «Лимон» (Ю.Н. Горбунова), «Кубики» и «Квадратики» (Л.М. Горбуновой), «Болгария» (Г.Н. Леонтьевой).
Сервиз «Конический» отличается строгой геометрической формой усечённого конуса всех предметов комплекта, даже блюдца. Лёгкие цветные вертикальные полоски в росписи Ю.Н. Горбунова «Палитры» выполнены свободно кистью и разделены золотыми «усиками». Художники прочувствовали стилистические черты времени: лаконизм, простые и выразительные природные формы, «натурстиль».
Сервизы Ю.Н. Горбунова занимали лидирующие позиции в ассортименте предприятия в 1960–1970-е годы. Они отвечали характеру массового производства фарфора, который предполагал, что внедряемая форма должна быть выверена на стадии проектирования эталона. Следует выделить пользовавшиеся большим спросом разделки «Брусника» (Л.М. Горбуновой), «Рябинка» (В.Н. Миронова), «Хлеб-соль» (Г.Н. Леонтьевой).
Подарочные комплекты формы «Комелёк» состояли из трёх предметов, это чашки (разные по объёму – кофейные или чайные), блюдечки и десертные тарелочки. В орнамент включались элементы народной вышивки, гербы и символы русских городов, архитектурные достопримечательности. Среди изделий, получивших наибольшее тиражирование, стали дизайнерские проекты, предложенные Г.Н. Леонтьевой.
Формотворчество изделий у Ю.Н. Горбунова в 1970-е гг. шло в тесном контакте с технологами. Результатом совместной работы с инженером П.Ф. Жуком стали сервизы, в которых форма, дополненная небольшим рельефом, была самодостаточной и могла обходиться без росписи. Среди разработок следует отметить кофейный сервиз «Ретро» с цельноформованными сосудами без приставных деталей.
Для авторского фарфора 1970-1980-х гг. Ю.Н. и Л.М. Горбуновых характерно обращение к темам: «трудовые будни», «герои времени», «люди труда» (блюдо «Родине – ударный труд» Ю.Н. Горбунова, блюдо «Новостройки» Л.М. Горбуновой). Оформление декоративных блюд и сервизов гармонирует по стилистике с графическими сериями художников-станковистов. Романтика строительства новых городов, ударные индустриальные стройки страны, являвшиеся темой живописных полотен художников «сурового стиля», отразились и в декоре фарфора. Авторские работы Ю.Н. Горбунова решены как «картины-панно», для композиций в круге характерны приёмы, свойственные монументальной живописи.
подробнее кратко