Пунктир

Появление техники пунктира также связано с расцветом живописи, но уже Венецианской школы в начале XVI века, видимо под влиянием живописи Джорджоне и Тициана. Гравюру пунктиром исполняли пуансонами, вколачивая в отполированную (или покрытую кислотоупорным лаком для дальнейшего травления) доску точки более сильно для темных мест и соответственно слабее для более светлых. Степень густоты и величина точек хорошо передавали светотеневые градации. Англичане обычно использовали пуансон с загнутым кончиком – так называемый «стипль». Именно таким инструментом работал самый выдающийся мастер пунктира – итальянец Франческо Бартолоцци, работавший в Англии с 1764 года, в основном по живописным оригиналам Чиприани и А.Кауфман в духе сентиментализма, чему как нельзя лучше способствовали прозрачность и легкость пунктира, его нежные пастельные тона. У Бартолоцци было несколько десятков учеников. Среди них Д.Вендрамини и Л.Скьявонетти – итальянцы, работавшие в Англии и француз А.Кардон. Их работы также представлены в нашем собрании.
подробнее кратко
Симон Ж.-П. Проповедь апостола Павла в афинском Ареопаге
Райдер Т. Тайная Вечеря
Бартолоцци Ф. Иллюстрация к роману О. Голдсмита "Векфильдский священник"
Бартолоцци Ф. Иллюстрация к роману О. Голдсмита "Векфильдский священник"
Бартолоцци Ф. Дамон и Музидора
Скьявонетти Л. Людовик XVI перед эшафотом
Скьявонетти Л. Дофина разлучают с Марией Антуанеттой
Кардон Cardon А. Людовика XVI разлучают с семьей
Скьявонетти Л. Последняя встреча Людовика XVI с семьей
Барни Д. Возвращение рыбаков
Кардон Cardon А. Лист 4. Продавщица спичек
Кардон Cardon А. Лист 11. Продавщица стихов
Вендрамини Д. Лист 6. Точильщик
Вендрамини Д. Лист 12. Торговец сладостями
Бартолотти. Редкости в Индии
Орм Д., Браун M. Вручение договора на вечную ренту индийскими принцами лорду Корнуоллису
Аноним. Дровосек с собакой на фоне зимнего пейзажа