Пунктир
Появление техники пунктира также связано с расцветом живописи, но уже Венецианской школы в начале XVI века, видимо под влиянием живописи Джорджоне и Тициана. Гравюру пунктиром исполняли пуансонами, вколачивая в отполированную (или покрытую кислотоупорным лаком для дальнейшего травления) доску точки более сильно для темных мест и соответственно слабее для более светлых. Степень густоты и величина точек хорошо передавали светотеневые градации. Англичане обычно использовали пуансон с загнутым кончиком – так называемый «стипль». Именно таким инструментом работал самый выдающийся мастер пунктира – итальянец Франческо Бартолоцци, работавший в Англии с 1764 года, в основном по живописным оригиналам Чиприани и А.Кауфман в духе сентиментализма, чему как нельзя лучше способствовали прозрачность и легкость пунктира, его нежные пастельные тона. У Бартолоцци было несколько десятков учеников. Среди них Д.Вендрамини и Л.Скьявонетти – итальянцы, работавшие в Англии и француз А.Кардон. Их работы также представлены в нашем собрании.