Меццо-тинто
Меццо-тинто (полутон в переводе с итальянского) было изобретено в 1642 году гравером-любителем Людвигом фон Зигеном, но развитие получило во второй половине XVIII века – в период расцвета английской национальной школы живописи. Второе название этой техники – «английская манера» – именно англичане добились самых выдающихся результатов в этой области репродуцирования. Самые известные мастера «черной манеры» В.Грин, У.Дикинсон, Д.Р.Смит, У.Уорд, Р.Ирлом, Д.Уотс, Т.Уотсон и др. Некоторые из них представлены в нашей коллекции. Меццо-тинто – сложная и трудоемкая техника. В начале специальным инструментом «качалкой» обрабатывается вся поверхность медной доски с целью придания ей зерненой шероховатой фактуры, которая в оттиске давала бы глубокий бархатистый тон в тенях. Затем «шабером» и «гладилкой» выглаживаются места, которые на оттиске должны быть светлее. Таким образом, идет высветление тона «от черного к белому», и без участия линий и штрихов достигается живописная мягкость тональных переходов. Меццо-тинто использовали англичане и для цветного репродуцирования. Их метод можно назвать скорее интерпретацией, нежели точным воспроизведением колорита. Своей мягкой воздушностью цветные меццо-тинто напоминают пастели или акварели. Все дело в том, что печатались они обычно с уже стертых досок многопрогонным методом и уже не имели того насыщенного бархатистого тона одноцветных эстампов, т.е. цветом компенсировались потери в силе тона.