Народные чтения

Народные чтения в России стали проводиться с 1870-х гг. Организация подобного мероприятия во 2 половине XIX века была крайне затруднительна. Постепенно ситуация менялась в лучшую сторону, но не кардинально. С одной стороны, правительство видело необходимость «устройства занимательных чтений для народа, в видах отвлечения его от разгула и пьянства», с другой стороны, видимо, опасалось проявления какого-либо «вольнодумства» (в период активного «хождения в народ» и пропаганды прогрессивной молодежью народнических идей). Дабы избежать возможных эксцессов, устройство народных чтений строго регламентировалось: их проведение отдельными лицами или обществами допускалось только с разрешения специально уполномоченных лиц в соответствии с действующими правилами и регламентами. В большинстве случаев надзор за производством чтений возлагался на губернатора или попечителя учебного округа. К чтению допускались только преподаватели, духовенство и другие «благонадежные» персоны, также по предварительному письменному согласованию с ответственными лицами. Произведения, представленные на сеансах с показами, также не могли выбираться произвольно. Указывалось, что «чтения для народа производятся по печатным сочинениям, одобренным для того Министерством Народного Просвещения или св. Синодом, а также по изданиям Постоянной комиссии народных чтений и могут состоять в изустной передаче предположенного к прочтению сочинения, не выходя из пределов содержания оного…». В начале 1870-х гг. при Министерстве Народного просвещения была создана Постоянная комиссия по устройству народных чтений, которая курировала эту деятельность, в ее структуру входило издательское общество, которое выпускало небольшие брошюрки по большей части религиозно-нравственной тематики, меньшее количество изданий приходилось на историческую, научно-популярную, юридическую и общественную литературу. В статье энциклопедии Брокгауза и Эфрона отмечается, что «каталог произведений, допущенных в России к прочтению в народных аудиториях, страдает замечательной бедностью, как в количественном, так и в качественном отношениях». Там же находим следующее замечание: «несмотря на неблагоприятные условия, в которых находятся в России народные чтения, они почти повсеместно пользуются громадным успехом, возбуждая особенный интерес в сельском населении и среди жителей небольших городов». На рубеже веков определенную роль сыграло и влияние идей Льва Толстого, под влиянием которых тенденции просвещения активно внедрялись в «низшие» слои населения. Как правило, сеанс чтений делился на 2 отделения: религиозно-нравственное или научно-популярное и (после перерыва) литературное. При этом лекторам приходилось учитывать «уровень подготовки» чаще всего малообразованных и, соответственно, плохо воспринимавших литературный язык слушателей и прибегать к методу пересказа «простыми словами». Иногда возникали проблемы дисциплины в аудитории, так в одном из пособий приводится забавный пример, когда «учащиеся, соскучившись слушанием текста, забыли, где они находятся, и стали упражняться в том, кто дальше плюнет, причем мишенью служил освещенный круг, где показываются картины на экране». Поэтому, для проведения сеанса чтений рекомендовалось привлекать не менее трех человек: чтеца, наблюдателя за порядком и заведующего фонарем. Последняя должность требовала технической подготовки и навыка обращения с таким непростым прибором как «волшебный фонарь».
подробнее кратко
Обложка книги. Проекционный фонарь. Справочная книжка и практическое руководство к устройству и ведению чтений со световыми картинами. Сост. А.Д. Мин. 1905 г.
Слайды для «Волшебного фонаря» из коллекции музея
Слайды для «Волшебного фонаря» из коллекции музея