Константин Андреевич Никитин
Константин Андреевич Никитин - рыбинский купец, владелец типографии и магазина канцелярских товаров, музыкант, меценат и один из основателей музыкально-литературно-драматического кружка - был личностью неординарной, творческой и увлеченной. Вот как отзывался о нем в своих воспоминаниях другой наш выдающийся земляк, писатель и общественный деятель А.А. Золотарев: «Константин Андреевич был крупная колоритная фигура в Рыбинской жизни... Для меня он неизменно оставался символом одаренности, многоталанности, выносливости и силы нашего великорусского племени».
К.А. Никитин родился 25 февраля 1873 года в семье «крепкой своим уставным непоколебимым укладом». Его мать происходила из рода известных купцов-мукомолов Жиловых, а отец открыл в Рыбинске успешный бизнес - типолитографию, оснащенную оборудованием «новейших образцов». Старший брат К.А. Никитина, Павел Андреевич, был владельцем кирпичного завода в Песочном, переоборудовал его для производства фарфоровой и фаянсовой посуды, затем продал свое предприятие и уехал с семьей в Симбирск. А младший брат, Константин, унаследовал отцовскую типографию и магазин канцелярских товаров на Крестовой улице. В типографии Никитина «рабочие были обставлены как нельзя лучше», был введен 8-часовой рабочий день, отпуска, наградные. Константин Андреевич лично следил за тщательным исполнением заказов. Когда надо было получить заказ в срок и сделанный «по чести», его типографию предпочитали другим, хотя она и была дороже. В магазине канцелярских принадлежностей также продавался товар «первоклассного качества», кроме того в магазине имелся отдел предметов роскоши, для которого сам Константин Андреевич привозил из Москвы затейливые электрические лампы, бронзовые статуэтки, рамки, часы и другие модные безделушки.
Одним из увлечений К.А. Никитина было цветоводство. Оранжереи, устроенные им на даче в Борке недалеко от Рыбинска, были образцовыми. В коллекции Рыбинского музея хранится снимок, запечатлевший одну из клумб в саду Никитина.
Еще одной страстью Константина Никитина была музыка. В детстве он учился игре на скрипке у Ф.Ф. Заглядимова - единственного в городе преподавателя музыки, по совету которого стал самостоятельно осваивать и другой инструмент - виолончель. На протяжении всей своей жизни он выступал как скрипач и виолончелист на любительских концертах и в театральных постановках, а в советское время даже играл в составе трио в ресторане и в оркестре театра в архангельской ссылке. «Он играл на виолончели и вдохновенно любил музыку, я думаю потому, что сердце его было нежнейшим инструментом. Меня всегда поражало изящество его обращения с людьми и художественно-находчивые обороты его речи», - писал А.А. Золотарев.
Известным в городе скандалом обернулась история женитьбы Константина Андреевича на дочери антрепренера Максимова Настеньке. Мать не соглашалась на брак сына с молодой артисткой, и молодые стали жить вместе «гражданским браком», получив материнское благословение и обвенчавшись только после рождения дочери.
Однако, самым важным «детищем» К.А. Никитина стал музыкально-литературно-драматический кружок, учрежденный в Рыбинске в 1899 году. Жена Константина Андреевича выступала в театральных постановках, а сам Никитин принимал участие в музыкальной секции кружка. С 1908 г. кружок стал арендовать помещение рыбинского театра, фактически К.А. Никитин взял в свои руки организацию театрального дела в нашем городе. Золотарев писал: «...время, когда Константин Андреевич вместе с Анастасией Никаноровной лицедействовал в нашем театре, было временем возрождения Рыбинского театра, временем, когда неизмеримо разрослась библиотека кружка и театра, костюмерная, украсилось фойе, и рыбинский актер стал чувствовать себя в нашем городе не только залетною птицею, но как-то сгездовался здесь. Он стал актером-общественником, творцом большого культурного дела...». Современники отмечали, что деятельность кружка была очень активна и требовала больших затрат, не покрывавшихся членскими взносами и доходами от устраиваемых мероприятий, ежегодно Никитину приходилось покрывать убытки в 10-15 тысяч рублей из собственных средств.
После революционных событий 1917 года типографию К.А. Никитина национализировали, загородное имение Борок экспроприировали под детский сад, дом отобрали, оставив бывшему хозяину две комнаты. Но Никитин сумел обустроиться и в новых условиях. «Еще живо было сознание исключительности его отношения к своим рабочим в типографии, и в цветоводстве, и в магазине». Как опытный организатор и хозяйственник, он был принят на работу в отдел коммунального хозяйства, работал в отделе народного образования, бухгалтером в Губсовнархозе, в первые годы советской власти помогал наладить в Рыбинске театральное дело, стал председателем ботанической секции Рыбинского научного общества. Однако, в 1930-е годы вихри репрессий не миновали и Константина Андреевича. Его, вместе с другими бывшими собственниками, выслали в Архангельск, где он и умер 11 марта 1939 года.
К.А. Никитин родился 25 февраля 1873 года в семье «крепкой своим уставным непоколебимым укладом». Его мать происходила из рода известных купцов-мукомолов Жиловых, а отец открыл в Рыбинске успешный бизнес - типолитографию, оснащенную оборудованием «новейших образцов». Старший брат К.А. Никитина, Павел Андреевич, был владельцем кирпичного завода в Песочном, переоборудовал его для производства фарфоровой и фаянсовой посуды, затем продал свое предприятие и уехал с семьей в Симбирск. А младший брат, Константин, унаследовал отцовскую типографию и магазин канцелярских товаров на Крестовой улице. В типографии Никитина «рабочие были обставлены как нельзя лучше», был введен 8-часовой рабочий день, отпуска, наградные. Константин Андреевич лично следил за тщательным исполнением заказов. Когда надо было получить заказ в срок и сделанный «по чести», его типографию предпочитали другим, хотя она и была дороже. В магазине канцелярских принадлежностей также продавался товар «первоклассного качества», кроме того в магазине имелся отдел предметов роскоши, для которого сам Константин Андреевич привозил из Москвы затейливые электрические лампы, бронзовые статуэтки, рамки, часы и другие модные безделушки.
Одним из увлечений К.А. Никитина было цветоводство. Оранжереи, устроенные им на даче в Борке недалеко от Рыбинска, были образцовыми. В коллекции Рыбинского музея хранится снимок, запечатлевший одну из клумб в саду Никитина.
Еще одной страстью Константина Никитина была музыка. В детстве он учился игре на скрипке у Ф.Ф. Заглядимова - единственного в городе преподавателя музыки, по совету которого стал самостоятельно осваивать и другой инструмент - виолончель. На протяжении всей своей жизни он выступал как скрипач и виолончелист на любительских концертах и в театральных постановках, а в советское время даже играл в составе трио в ресторане и в оркестре театра в архангельской ссылке. «Он играл на виолончели и вдохновенно любил музыку, я думаю потому, что сердце его было нежнейшим инструментом. Меня всегда поражало изящество его обращения с людьми и художественно-находчивые обороты его речи», - писал А.А. Золотарев.
Известным в городе скандалом обернулась история женитьбы Константина Андреевича на дочери антрепренера Максимова Настеньке. Мать не соглашалась на брак сына с молодой артисткой, и молодые стали жить вместе «гражданским браком», получив материнское благословение и обвенчавшись только после рождения дочери.
Однако, самым важным «детищем» К.А. Никитина стал музыкально-литературно-драматический кружок, учрежденный в Рыбинске в 1899 году. Жена Константина Андреевича выступала в театральных постановках, а сам Никитин принимал участие в музыкальной секции кружка. С 1908 г. кружок стал арендовать помещение рыбинского театра, фактически К.А. Никитин взял в свои руки организацию театрального дела в нашем городе. Золотарев писал: «...время, когда Константин Андреевич вместе с Анастасией Никаноровной лицедействовал в нашем театре, было временем возрождения Рыбинского театра, временем, когда неизмеримо разрослась библиотека кружка и театра, костюмерная, украсилось фойе, и рыбинский актер стал чувствовать себя в нашем городе не только залетною птицею, но как-то сгездовался здесь. Он стал актером-общественником, творцом большого культурного дела...». Современники отмечали, что деятельность кружка была очень активна и требовала больших затрат, не покрывавшихся членскими взносами и доходами от устраиваемых мероприятий, ежегодно Никитину приходилось покрывать убытки в 10-15 тысяч рублей из собственных средств.
После революционных событий 1917 года типографию К.А. Никитина национализировали, загородное имение Борок экспроприировали под детский сад, дом отобрали, оставив бывшему хозяину две комнаты. Но Никитин сумел обустроиться и в новых условиях. «Еще живо было сознание исключительности его отношения к своим рабочим в типографии, и в цветоводстве, и в магазине». Как опытный организатор и хозяйственник, он был принят на работу в отдел коммунального хозяйства, работал в отделе народного образования, бухгалтером в Губсовнархозе, в первые годы советской власти помогал наладить в Рыбинске театральное дело, стал председателем ботанической секции Рыбинского научного общества. Однако, в 1930-е годы вихри репрессий не миновали и Константина Андреевича. Его, вместе с другими бывшими собственниками, выслали в Архангельск, где он и умер 11 марта 1939 года.
|
Делегация г. Рыбинска среди солдат 182-го Гроховского полка. 15 апреля 1916 г. Россия, Минская губ., д. Высодовичи. Жители Рыбинска на Рождество и Пасху собирали подарки для солдат и отправляли на фронт делегацию с подарками. Справа в первом ряду – Анастасия Никаноровна Никитина.
Фотография бытовала в семье военнослужащего 182-го Гроховского полка Д.Н. Белякова. В музей передал внук Белякова Е.Г. Логинов.
|
Делегация г. Рыбинска среди солдат 182-го Гроховского полка. 15 апреля 1916 г. Россия, Минская губ., д. Высодовичи. Жители Рыбинска на Рождество и Пасху собирали подарки для солдат и отправляли на фронт делегацию с подарками. Анастасия Никаноровна Никитина сидит в центре.
Фотография бытовала в семье военнослужащего 182-го Гроховского полка Д.Н. Белякова. В музей передал внук Белякова Е.Г. Логинов.