Образы Казанской Богородицы в собрании Рыбинского музея
Икона «Богоматерь Казанская» восходит к иконографическому типу Богоматери Одигитрии («Путеводительницы») и, очевидно, является сокращенным вариантом ростового образа. Ее особенностью является погрудное, а не поясное изображение Богоматери. Стоящий Младенец Христос на ней обычно виден почти до колен, Его левая ручка скрыта под плащом-гиматием. Этой изобразительной схеме следуют все представленные на выставке иконы.
Самая древняя из икон Казанской Богородицы в собрании Рыбинского музея – образ, написанный на характерном насыщенном охристо-золотистом фоне (РБМ 4593/1). По обилию золота и серебра в отделке, использованию цветных лаков – икона относится ко второй половине XVII в. Растяжка нимбов от внешних краев твореным серебром (иногда бывает с подцветкой) также свойственна искусству этого периода. Письмо личного крайне лаконичное. Предельно точно по форме положенные белые блики выдают руку выдающегося профессионала-традиционалиста, знакомого с искусством мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. К иконе сохранился серебряный с позолотой оклад с клеймами, предположительно, московских мастеров. Венцы с необычайным изяществом украшены тонкими резными орнаментами и цветочными розетками.
Следующая икона чуть более позднего времени – конца XVII – начала XVIII вв. (РБМ 9896) - произведение блестящего мастера, знакомого с новейшими приемами московской иконописи 70–80-х годов XVII века — цвечением золота лаками (по кайме и в медальонах) и украшением каймы одежд ажурным городчатым кружевом, напоминающим реальное кружево из золотной нити на царских облачениях. Впервые в иконописи эта деталь появляется в иконах царского изографа Карпа Золотарева. Бирюзовый фон рыбинской иконы приплеснут снизу прозрачно-изумрудным, а гиматий Младенца притенен в складках красным лаком. Любовь к зелено-красной палитре, приверженность в письме ликов к ярким охрам с красной подрумянкой над верхними веками, выделенные в глазах алые слезники, встречаются на иконах царских мастеров второй половины XVII века. Серебряные детали на этих иконах прописаны свободно, без заботы о симметрии рисунка, что придает особую живость и эмоциональность образу.
В 1963 году в Рыбинский музей из закрытой церкви во имя Обновления храма Воскресения Христова села Борзово Рыбинского района поступила Казанская икона в живописной раме с клеймами чудес (РБМ 10664/1-2). Средник иконы конца XVII века оставляет цельное впечатление благодаря ясным и гармоничным цветовым отношениям прозрачных, тонально сближенных оттенков фона и мафория, рядом с которыми мерцают мягкой теплотой лики, написанные нежнейшими градациями зеленоватых охр с розовыми рефлексами, создающими внутреннее свечение. В ликах остро оттенена чернота зрачков, делающих взоры Христа и Божией Матери необычайно пристальными и притягательными. Эта прямая обращенность к молящемуся усилена благословляющим жестом Христа — духовным импульсом, напутствующим на жизненной дороге. Оливково-зеленый цвет фона как бы символизирует вечную жизнь души, сообразно словам Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6: 47). Это также цвет Святого Духа.
Самая древняя из икон Казанской Богородицы в собрании Рыбинского музея – образ, написанный на характерном насыщенном охристо-золотистом фоне (РБМ 4593/1). По обилию золота и серебра в отделке, использованию цветных лаков – икона относится ко второй половине XVII в. Растяжка нимбов от внешних краев твореным серебром (иногда бывает с подцветкой) также свойственна искусству этого периода. Письмо личного крайне лаконичное. Предельно точно по форме положенные белые блики выдают руку выдающегося профессионала-традиционалиста, знакомого с искусством мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. К иконе сохранился серебряный с позолотой оклад с клеймами, предположительно, московских мастеров. Венцы с необычайным изяществом украшены тонкими резными орнаментами и цветочными розетками.
Следующая икона чуть более позднего времени – конца XVII – начала XVIII вв. (РБМ 9896) - произведение блестящего мастера, знакомого с новейшими приемами московской иконописи 70–80-х годов XVII века — цвечением золота лаками (по кайме и в медальонах) и украшением каймы одежд ажурным городчатым кружевом, напоминающим реальное кружево из золотной нити на царских облачениях. Впервые в иконописи эта деталь появляется в иконах царского изографа Карпа Золотарева. Бирюзовый фон рыбинской иконы приплеснут снизу прозрачно-изумрудным, а гиматий Младенца притенен в складках красным лаком. Любовь к зелено-красной палитре, приверженность в письме ликов к ярким охрам с красной подрумянкой над верхними веками, выделенные в глазах алые слезники, встречаются на иконах царских мастеров второй половины XVII века. Серебряные детали на этих иконах прописаны свободно, без заботы о симметрии рисунка, что придает особую живость и эмоциональность образу.
В 1963 году в Рыбинский музей из закрытой церкви во имя Обновления храма Воскресения Христова села Борзово Рыбинского района поступила Казанская икона в живописной раме с клеймами чудес (РБМ 10664/1-2). Средник иконы конца XVII века оставляет цельное впечатление благодаря ясным и гармоничным цветовым отношениям прозрачных, тонально сближенных оттенков фона и мафория, рядом с которыми мерцают мягкой теплотой лики, написанные нежнейшими градациями зеленоватых охр с розовыми рефлексами, создающими внутреннее свечение. В ликах остро оттенена чернота зрачков, делающих взоры Христа и Божией Матери необычайно пристальными и притягательными. Эта прямая обращенность к молящемуся усилена благословляющим жестом Христа — духовным импульсом, напутствующим на жизненной дороге. Оливково-зеленый цвет фона как бы символизирует вечную жизнь души, сообразно словам Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6: 47). Это также цвет Святого Духа.